Время даст правильные ответы. Как нарастить сотрудничество России и Китая?

Петербургское региональное отделение «Деловой России» организовало на днях бизнес-завтрак, на который был приглашен председатель местного филиала Союза китайских предпринимателей в России, генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка Чэнь Чжиган. Позавтракать с товарищем Чэнем вызвались эксперты из разных отраслей и журналисты ряда петербургских СМИ.

Время даст правильные ответы. Как нарастить сотрудничество России и Китая? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

За двухчасовую беседу чай безнадежно остыл, зато вопросы поднимались самые «горячие». Как наши народы относятся друг к другу? Каким стало российско-китайское сотрудничество в условиях санкционного давления Запада? Какие товары, производимые в России, кроме сырьевых, интересны КНР? Что мешает развивать совместный бизнес должными темпами?

На прошедшем в нынешнем году ПМЭФ делегация из Китая оказалась самой большой — из Поднебесной приехали более тысячи человек. То же и с недавним Восточным экономическим форумом: по численности и активности лидировала команда участников из КНР.

По результатам опроса о том, какие страны россияне считают дружественными, а какие враждебными (ВЦИОМ провел его в августе), 55 % наших граждан считают, что наиболее прочные отношения у России сложились с Китаем — это максимальный показатель за весь период наблюдений. Второе место с небольшим отрывом заняла союзная Белоруссия — 49 %.

Если такое же исследование провести в Китае относительно отношений с РФ, Россия получит гораздо больше — процентов, наверное, 85, — говорит Чэнь Чжиган. — Причем отношение китайцев к России, и прежде хорошее, особенно улучшилось в последние полгода. Люди в КНР поддерживают Россию, хорошо понимая смысл происходящего и роль РФ в начавшемся изменении мирового порядка. Мы всегда хотели, чтобы мир был многополярным. Хотели жить более достойно и чтобы нас при этом не сдерживали. Западный мир просто бесит развитие России и Китая. И когда у нас или у вас ситуация улучшается, начинается усиленное давление со стороны Запада. А сейчас устанавливается новый мировой порядок. Москва торгует с Китаем уже больше за юани, чем за доллары…

По словам Чэня Чжигана, Россия нынче удивила весь мир ­своей необычайно устойчивой экономикой.

Санкции, конечно, повлияли на россиян, но преимущественно на узкий слой состоятельных людей — уровень их жизни снизился, но на абсолютное большинство россиян санкции большого влияния не оказали, — подчеркнул он. — В стране все стабильно, полки магазинов заполнены товарами, на улицах оживленное движение. Оценить последствия изменений в мире за короткий период невозможно — нужно, чтобы прошло определенное время. Думаю, и на Западе понимание того, что Россия делает, тоже придет со временем. Время всегда дает правильные ответы. И отношения между странами тоже проверяются временем.

По мнению Чэня Чжигана, отношения Китая и России выдержали испытание нынешней сложной ситуацией, ведь товарооборот между РФ и КНР по итогам первых восьми месяцев нынешнего года вырос на 31,4 % и составил, по данным главного таможенного управления Китая, 117,205 млрд долларов (за весь прошлый год он составил рекордные $ 146,88 млрд, рост по сравнению с 2020‑м — 35,8 %). Лидеры России и Китая ранее поставили задачу довести товарооборот между двумя странами до 200 млрд к 2024 году. Продажи российских нефти и газа в Поднебесную в абсолютных цифрах нынче даже выше, чем в 2021‑м…

В целом картина вроде бы благополучная, деловой климат благоприятный, перспективы — неоглядные. Первые лица двух стран демонстрируют взаимную расположенность и почти дружеские отношения. Почему же некоторые совместные проекты буксуют, обсуждение договоров порой растягивается на месяцы и годы, а затем заканчивается ничем? К тому же, если про­анализировать рост двусторонней торговли в нынешнем году, мы увидим, что поставки из РФ в КНР выросли на 50,7 %, составив $ 72,949 млрд, Китай же за январь — август ввез в Россию товаров всего на $ 44,256 млрд (рост по сравнению с аналогичным периодом 2021‑го всего на 8,5 %). Налицо явный диспаритет. Почему? И что мешает увеличению импорта из Китая в РФ? По словам Чэня Чжигана, на это влияют три фактора: слом логистики, сложности взаиморасчетов и трудности с перемещением людей.

Пандемия нанесла большой урон внутренней логистике Китая и внешней торговле, — считает он. — Когда в Шанхае отменили локдаун, огромное число контейнеров пришлось снимать с причалов, ведь прошло три месяца и срок хранения товаров истек. Это главным образом и сдержало рост объема торговли. Другая проблема — взаиморасчеты в юанях и руб­лях. Тут есть сложности. У нас все работает: SWIFT, UnionPay, в ходу доллары… Но китайская сторона с Россией торгует только через юани. При этом банков, которые работают на территории РФ, мало и они небольшие, не успевают обслуживать всех желающих. Это сильно тормозит сделки.

Причины понятны: КНР опасается подвести свою финансовую систему и свои деньги под вторичные санкции, сотрудничая с россиянами (заметим: в недружественных России странах сейчас находится около $ 13 трлн, принадлежащих Китаю, причем половина этих средств — государственные). А у крупных китайских банков — огромное число западных клиентов, по­этому они задерживают платежи из России.

По мнению Чэня Чжигана, КНР и РФ нужно создать новый банк с «чистой» историей и без западных клиентов, только для российско-китайских счетов, чтобы заработала российско-китайская платежная система — альтернатива UnionPay. Идею создать китайскую версию платежной системы MIR бизнесмен озвучил на ПМЭФ: «В России уже существует карта «МИР», возможно, Китаю следует выпустить карту «Дружба», в которой будут использоваться только юани и рубли. Как насчет того, чтобы открыть совместный банк и назвать его «Народным» — потому что он для народа?» — предложил тогда Чэнь Чжиган.

Он признает, что для российских средних и малых предпринимателей наступили сложные времена. Тем не менее китайский бизнесмен советует им уже сейчас открывать счета в китайской валюте и свои филиалы в КНР — тогда будет проще торговать, перечисляя друг другу юани без посредников.

Мы часто встречаемся с представителями нашего бизнеса, они говорят: предприниматели из Китая договариваются уж слишком долго, — замечает председатель петербургского отделения «Деловой России», председатель профильной комиссии по инвестициям ЗакСа Дмитрий Панов.

Китайцам нужно время и еще — много общаться с партнерами в процессе переговоров, — поясняет особенности менталитета бизнесменов из Поднебесной Чэнь Чжиган. — Поэтому они всегда тянут с заключением договоров. Но как только подписали, они тут же начинают считать и очень быстро действовать. Это специфика нашей культуры. Чтобы работать вместе, россиянам нужно больше терпения, а китайцам — поторопиться. Надо научиться понимать друг друга — ведь мы страны-соседи с общей границей протяженностью 4 тысячи километров. Бизнесу наших стран катастрофически не хватает близкого общения — таких встреч, как сегодня, бывает мало.

Чэнь Чжиган рассказывает о проекте индустриального парка «Великий камень» — самого масштабного совместного проекта Белоруссии и Китая (площадь — 112 кв. км) в географическом центре Европы, являющегося ключевым элементом Экономического пояса нового Шелкового пути, и о пятизвездной гостинице «Пекин», которая была построена в Минске всего за два года.

Как в городе с двухмиллионным населением белорусы «приземлили» такие мощные объекты? — задает вопрос Чэнь Чжиган. И сам же отвечает: — Просто они выделили землю и дали возможность китайцам строить. А почему я вам рассказываю о Белоруссии? Потому что в Петербурге с населением более 5 млн человек мы такого, увы, не видим. Чтобы подобные проекты инициировались, требуется больше общения с китайскими инвесторами. Им нужна вертикальная поддержка и горизонтальное сопровождение. До пандемии в течение трех лет ни один петербургский чиновник не съездил в Китай. У них просто не было на это времени. А ведь мы соседи. И еще мы — колоссальный рынок, в котором формируется средний класс численностью 400 – 500 млн человек. Такой рынок, согласитесь, заслуживает внимания.

Китайских бизнесменов часто называют «красными капиталистами». В чем их особенность? По мнению Чэня Чжигана, в том, что кроме рыночных механизмов для них существуют более важные рычаги обеспечения эффективности инвестиций.

Китайцы верят власти — она им нужна, — говорит Чэнь. — И власть стоит за их спиной — сопровождает сделки. Если кроме рыночных механизмов есть мощная поддержка власти, китайский бизнес с удовольствием здесь «приземлится».

Такое же правило действует и в отношении партнеров из России:

В 2021 году мы открыли представительство в Шанхае. Это лишь пятая неправительственная организация из РФ, которая официально действует в Китае. И теперь все структуры Шанхая (в том числе силовые, которые занимаются регистрацией) нам помогают. Мы также сумели разместить часть представительства в Гуандуне — в Союзе предпринимателей этой провинции. Благодаря таким представительствам появились условия для близкого общения бизнесменов Петербурга с китайскими коллегами.

Сегодня Китай — самая большая в мире промышленная страна с явным переизбытком производственных мощностей. По мнению Чэня Чжигана, их следует частично перенаправить на Северо-Запад России, где до сих пор нет оптово-логистического центра китайских товаров. Такой проект уже задуман, и даже приобретен земельный участок под строительство.

Нужно «приземлить» производства именно здесь, создавая совместные предприятия на средства китайских инвесторов, по имеющимся в КНР технологиям — это лучшая форма сотрудничества. Когда существуют логистическая и финансовая «пробки», эти товары невыгодно привозить из Китая, их нужно делать здесь. Китайские производители должны иметь свои склады в РФ, где мелкие оптовики смогут покупать товары сразу, а крупные застройщики — оформлять прямые поставки. В Китае есть огромное количество производственных линий и свободный капитал, а в России есть площадка и рынок сбыта. Но инвестиции всегда следуют за торговлей: когда торговля пойдет, бизнес сам начнет открывать производство для снижения себестоимости, — пояснил идею Чэнь Чжиган.


#Россия #Китай #сотрудничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7254) от 14.09.2022 под заголовком «Время даст правильные ответы».


Комментарии