Впереди планеты всей. Экономика КНР выросла на 8,1 % в 2021 году

В 2021‑м экономика КНР выросла на 8,1 %. Это значение стало максимальным за последние десять лет. Поднебесная сумела оперативно оправиться от последствий пандемии коронавируса за счет инициатив властей: руководство Китая оказывало финансовую поддержку бизнесу, снижало налоги и ослабляло ограничения на импорт товаров. Оживление активности в КНР должно помочь экономикам других стран Юго-Восточной Азии быстрее преодолеть последствия кризиса, уверены аналитики. Но окончательная победа китайской экономики над американской еще впереди.

Впереди планеты всей. Экономика КНР выросла на 8,1 % в 2021 году | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Интересно, что ранее власти Поднебесной прогнозировали рост ВВП страны только выше 6 %. «В прошлом году темпы роста экономики Китая были одними из самых высоких среди крупнейших экономик мира», — сообщил на пресс-конференции глава статистического ведомства Нин Цзичжэ. Согласно опубликованному документу, объем экономики Китая за прошлый год превысил 114,36 трлн юаней (почти $ 18 трлн). В 2020‑м ВВП страны увеличился на 2,2 %, годом раньше рост составлял 6 %. Рекордным был 2007 год — 14,2 %. Хорошие темпы демонстрирует промышленность. Промпроизводство в стране увеличилось на 9,6 %. Инвестиции в основной капитал выросли за прошлый год на 4,9 %. Это выше прогнозов экспертов. Госинвестиции увеличились на 2,9 %, частные — на 7 %. Заметно выросли потребление и услуги. Доход на душу населения в китайских городах составил 47 412 юаней ($ 7,5 тыс.). На селе — 18 931 юань ($ 2,9 тыс.). «На следующем этапе мы должны взять за основу идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи, воплотить в жизнь дух съезда Компартии Китая», — резюмирует статуправление КНР.

Резкий рост показателей отчасти связан с общим восстановлением мировой экономики от последствий пандемии. Такую точку зрения высказывает эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. По его словам, Китай остается важнейшим производственным центром мира и в 2021‑м страна активно наращивала выпуск товаров, чтобы удовлетворить глобальный отложенный спрос. «Кроме того, свою роль сыграл статистический фактор. Речь идет о так называемом эффекте низкой базы 2020 года. Тогда из‑за повсеместных локдаунов можно было наблюдать резкое торможение китайской экономики, а в I квартале ВВП страны даже снижался на 6,8 %. Поэтому уже в первой половине 2021‑го мы увидели бурный экономический рост», — пояснил Гринштейн.

Отметим, что в 2020 году в связи с последствиями коронавируса и карантинных ограничений темпы роста китайского ВВП замедлились с 6 до 2,2 % — самого низкого уровня за более чем 40 лет. Впрочем, по итогам года азиатская республика стала единственной крупной экономикой мира, которая сумела избежать спада на фоне пандемии.

А вот по мнению директора Института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова, деловая активность в КНР начала быстро восстанавливаться за счет действий китайского правительства. Как отметил эксперт, положительную роль сыграла реализуемая властями стратегия двойной циркуляции. Программа подразумевает смещение акцентов в пользу именно внутреннего развития. В рамках инициативы банки выдают бизнесу большое число кредитов и не требуют их быстрого возврата. В результате деньги идут в оборот и производство. «Пекин влил в экономику довольно большое количество ликвидности. Кроме того, были снижены налоги практически по всем областям: от налога на прибыль до НДС. Все это, конечно, дало большой стимулирующий эффект», — считает Маслов.

По его словам, одновременно Китай начал увереннее открывать свой рынок для зарубежных товаров и услуг. Так, если раньше республика преимущественно работала на экспорт, то теперь все более весомую роль в развитии КНР начинает занимать импорт. Для этого власти снимают барьеры и вводят различные поощрительные меры. Согласно прогнозу МВФ, в 2022 году объем ВВП Китая продолжит увеличиваться и прибавит порядка 5,6 %. В последующие несколько лет темпы роста экономики будут оставаться вблизи 5 %, уверены аналитики организации.

При этом стабильное развитие КНР должно привести к ускоренному оживлению деловой активности в других странах Юго-Восточной Азии, полагает Алексей Маслов. «Китай в последнее время берет на себя перераспределительную роль. То есть заказы, которые поступают в республику, в реальности производятся во Вьетнаме, Индонезии или Малайзии. Пекин обеспечивает дальнейшую логистику. В целом многие страны сегодня, по сути, опираются на китайскую экономику. Поэтому ряд государств Азии, которые объединены так называемой бестарифной зоной, будут продолжать расти за счет Китая», — говорит эксперт.

Успехи китайцев обострили проблему экономического соревнования между КНР и США. Эксперты спорят, какая из двух стран реально лидирует в мировом экономическом пантеоне и по каким показателям. Правда, официальных данных по ВВП США за прошлый год пока что не обнародовано. Но, по последним оценкам МВФ, в 2021‑м ВВП Штатов увеличился на 6 % (прежний прогноз был 7 %). Банк Goldman Sachs и вовсе давал прогноз по США в пределах 5 — 6 % ВВП. Эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер считает, что объемы ВВП двух стран вполне сравнимы. «С учетом ожидаемой динамики ВВП по США и уже фактической по КНР, размер экономики Штатов на 2021 год почти $ 22 трлн при около $ 18 трлн у Поднебесной. В этом случае Китай проигрывает. Но темпы роста, что уже очевидно, выше у КНР», — рассуждает эксперт.

По словам доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г.  В. Плеханова Екатерины Новиковой, сейчас по большинству показателей США все‑таки остаются ведущей мировой экономикой, а Китай располагается на почетном втором месте. «Такая расстановка сил складывается, например, из ВВП на душу населения, где показатель Соединенных Штатов превышает показатель КНР в шесть раз. Но по паритету покупательской способности Китай, наоборот, обогнал США уже несколько лет назад», — отмечает эксперт.


#экономика #КНР #рост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Впереди планеты всей».


Комментарии