Власти Китая ввели ограничения против американских компаний

Власти Поднебесной прогнозируемо ввели ограничения против американских компаний из-за закона, принятого в Соединенных Штатах якобы в связи с нарушениями прав человека в Гонконге.

Власти Китая ввели ограничения против американских компаний |

Пекин расценил действия Вашингтона как вмешательство во внутренние дела страны, а также призвал Белый дом «исправить ошибки». Одновременно КНР ответила на законодательный прессинг США санкциями против американских неправительственных организаций, действующих на территории Гонконга. Под ограничительные меры попали даже очень влиятельная Human Rights Watch. Пекин также приостановил рассмотрение запросов на заход кораблей США в Гонконг.

Начало декабря для МИД КНР стало не столько тяжелым, сколько насыщенным. Сначала официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства Хуа Чуньин сообщила о приостановке рассмотрения заявок американских морских судов на заход в порт Гонконга. А затем заявила о санкциях в отношении нескольких базирующихся в США правозащитных компаний. В их число вошли кроме вышеназванной Human Rights Watch «Национальный фонд демократии», Национальный демократический институт по международным вопросам, Международный республиканский институт и Freedom House. Каждая из этих организаций, по версии Пекина, активно вмешивалась в дела в Гонконге и поддерживала там беспорядки. В чем конкретно заключаются санкции, в МИД не уточнили, но, исходя из логики, понятно, что работать в автономном районе представители этих организаций не смогут.

Напомним, что очередное обострение отношений между КНР и США спровоцировала американская сторона, когда 27 ноября глава Белого дома подписал два документа, затрагивающих ситуацию в Гонконге и Китае. Закон «О защите прав человека и демократии в Гонконге» требует от президентской администрации предоставлять отчет о ситуации в автономном районе КНР и при необходимости вводить санкции против лиц, ответственных за нарушения. Кроме того, ежегодно будет даваться оценка степени независимости региона от КНР, после чего станет варьироваться уровень торговых отношений между США и Гонконгом. Помимо этого Дональд Трамп подписал акт о запрете поставок в автономию полицейского оборудования, которое может быть направлено против протестующих.

Следует заметить, что администрация президента не была инициатором принятия этих законов. Их выдвинул в начале лета сенатор Марк Рубио. При этом их поддержал не только американский демократический истеблишмент, но и гонконгские активисты. Летом в рядах демонстрантов неожиданно появились многочисленные американские флаги - таким образом протестующие ратовали за скорейшее принятие Штатами разработанных в конгрессе США законопроектов. Китайские власти все это время последовательно предупреждали США, что не стоит лезть во внутренние дела КНР, однако ничего не помогло: в конце ноября законопроекты поочередно одобрили обе палаты американского конгресса, а потом его подписал и президент Трамп, хотя ранее он всячески избегал темы Гонконга. Собственно говоря, подпись главы Белого дома и стала тем толчком, который вынудил Пекин на ответные меры.

Вопреки традиции, в МИД КНР даже прямо заявили, что решение ввести санкции в отношении ряда американских неправительственных организаций стало ответом на акт по Гонконгу, который США приняли, «игнорируя протест Китая».

Интересно, что Соединенные Штаты ежегодно рассказывают в докладах госдепа о нарушениях прав человека в Китае (а заодно в Сирии, КНДР, Мьянме, Иране, Турции, Венесуэле и России). В ответ госсовет КНР каждый год выпускал ответный документ, где разбирал факты, свидетельствующие об ухудшении ситуации с гражданскими свободами в США, - с явным намеком, что американцы не особо соответствуют взятым на себя полномочиям защитника прав человека в мире. Вместе с тем в последние месяцы риторические и законодательные нападки со стороны Вашингтона на Пекин заметно участились, и это было напрямую связано с развитием событий в Гонконге.

По мнению экспертов, применение правозащитной тематики для давления на страны - излюбленный инструмент и визитная карточка США. Так полагает эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин. «Они использовали эту тактику в отношении Советского Союза, затем - России, а теперь и в отношении Китая, который стал проблемой для США. Американцы начали усиливать свое давление на Китай по всем фронтам, использовать военно-политические инструменты, экономические и будут пытаться расшатать Китай изнутри, давить на его болевые точки, пытаться вызвать эффект домино», - считает аналитик. По его мнению, Соединенные Штаты пытаются спровоцировать власти Поднебесной на какие-либо действия, чтобы затем «демонизировать» их в глазах мирового сообщества. «Давление на Китай воспринимается особой спецификой команды Трампа. И тут задача - превратить КНР в империю зла, чтобы санкции были не просто торговыми войнами, а легитимными в глазах мирового сообщества», - резюмирует Блохин.

В свою очередь руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов обратил внимание на то, что и американский закон «О защите прав человека и демократии в Гонконге», и информация о китайских санкциях появились именно тогда, когда выросла вероятность обострения торговых споров между государствами. Аналитик напомнил, что 15 декабря США планировали ввести дополнительные пошлины 10% на некоторые категории импортируемых из Китая товаров. В качестве ответной меры комитет по тарифам и сборам при госсовете КНР также собирался ввести дополнительные импортные пошлины 5% на ряд наименований американской продукции.

«С этого момента торговая война войдет в очень затяжную фазу. В США и Китае это понимают. Поэтому обе страны продумывают свои ходы», - отмечает Маслов. По его мнению, КНР до последнего момента не хотела превращать торговую войну в идеологическое противостояние, но у азиатской державы просто не осталось другого выхода. Маслов полагает, что закон «О защите прав человека и демократии в Гонконге» можно назвать провокационным: в Вашингтоне прекрасно осознавали, что Китай так или иначе отреагирует на эту инициативу. «Этот закон - по сути, уже вмешательство во внутренние дела КНР, - подчеркивает эксперт. - США нигде не опротестовывают статус Гонконга как территории Китая, но при этом берут на себя право защищать его жителей. Этот закон объективно способствует усилению волнений в городе. Протестующие видят, что за них заступается Вашингтон, поэтому будут действовать еще активнее».

#Китай #политика #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6584) от 09.12.2019 под заголовком «Гонконг как яблоко раздора».


Комментарии