Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Дальневосточные рыбаки получат скоро гигантский - 108 метров в длину - траулер. Столь крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах, на всем постсоветском пространстве не строили больше четверти века. Церемония закладки этого головного суперсудна проекта СТ-192 прошла на «Адмиралтейских верфях», в центре подводного неатомного кораблестроения нашей страны, где подобные заказы не выполняли с советских времен.

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Представьте себе выпускника, сдающего экзамен по билетам, которые он давненько учил, хотя темой владеет «от и до». Само собой, он будет испытывать волнение. То же самое, похоже, ощущают сейчас адмиралтейцы, которым предстоит построить целую эскадру огромных морозильных траулеров. Но, по словам генерального директора предприятия Александра Бузакова, нет никаких сомнений, что и это испытание они выдержат, уложившись в сроки.

Контракты на шесть таких судов были подписаны в конце 2017 года. А еще три дополнительно один из крупнейших в России рыбопромышленных холдингов закажет на этом предприятии, получив новые квоты на вылов минтая. Головное судно корабелы спустят на воду в марте будущего года, через три месяца за «флагманом» последует второй траулер. И в этом режиме «Адмиралтейские верфи» (входят в Объединенную судостроительную корпорацию) будут работать дальше, чтобы справиться со сложным заданием за пять лет.

Техническую документацию на СТ-192 подготовило «Морское инженерное бюро - Дизайн СПб», взяв за основу норвежский концепт-проект.

А рабочие чертежи «нарисовали» другие петербургские проектировщики - конструкторское бюро «Вымпел».

Последнее крупнотоннажное траловое судно схожих размеров, «Пулковский меридиан», сошло со стапелей Черноморского судостроительного завода (город Николаев) в начале девяностых годов. Но петербургский траулер водоизмещением 11,8 тыс. тонн обещает быть не только самым большим в своем классе с грузовыми трюмами общей вместимостью 5,5 тыс. кубометров. По производительности такое судно, которому предстоит промышлять минтая в Охотском и Беринговом морях, будет вдвое превосходить предшественников, способных добывать от силы 25 тыс. тонн рыбы в год.

«В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне работают сегодня около сотни судов, большинство из которых устарели морально и физически, - говорит Федор Кирсанов, генеральный директор «Русской рыбопромышленной компании» (заказчик траулера). - Конечно, нужно как можно скорее обновлять флот, ориентируясь на лучшие в мире образцы. В этом смысле траулер проекта СТ-192, который будет выдавать продукцию с высокой добавленной стоимостью, трудно с чем-то сравнить. Это будет не просто новинка, а большой шаг вперед в отечественном судостроении».

Имея несколько двигателей, мощность главного из которых составит 8,1 тыс. кВт, супертраулеры смогут развивать скорость до 15 узлов, а конструктивные особенности позволят им двигаться в сложной ледовой обстановке. Вести поиск рыбы и осуществлять траловые операции помогут экипажу современные гидроакустические и телевизионные комплексы.

В проекте заложены лучшие с точки зрения экологической безопасности, удобства работы моряков и энергоэффективности технические решения. Так, заброшенные в воду орудия лова станут накапливать при движении судна энергию, которую рыбаки смогут пускать в дело (процесс рекуперации). В то же время уровень локализации в этом проекте составит более 60%, то есть подобные судна-великаны предстоит строить, используя преимущественно российское оборудование.

На их борту можно будет вести глубокую переработку рыбы по безотходной технологии, выпуская традиционные виды продукции и такие, которые никто в России прежде не делал. Например, приготовленное особым образом мясо рыбы (японцы называют такое блюдо суреми), которое очень востребовано за рубежом. На отечественные прилавки добытый дальневосточными рыбаками минтай попадет, естественно, тоже, а это, обращает внимание заказчик, самый недорогой представитель белых рыб, богатый минеральными веществами.

Андрей Космин, начальник управления флота, портов и мониторинга Федерального управления по рыболовству (Росрыболовство), тоже считает, что параметры траулеров серии СТ-192 отвечают задачам, связанным с обеспечением внутреннего рынка качественной и доступной рыбой. По его словам, это один из крупнейших за последние десятилетия инвестиционных проектов (60 миллиардов рублей) в сфере рыбодобычи.

Но загружать отечественные верфи и обновлять рыбопромысловый флот стало возможно, напомнил Космин, лишь в последние годы благодаря правительственным мерам поддержки отрасли, так называемым квотам под киль, стимулирующим такую работу.

Друзья, мы открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. Их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова, а также первый книжный сборник избранных лекций нашего «Лектория»

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку, справочник «Все СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 2019» и флешку с аудиозаписями интересных лекций проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#кораблестроение #судостроение #море

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6367) от 28.01.2019 под заголовком «Великан пойдет во льды».


Комментарии