В Японии все спокойно. Почему в стране снова победила ЛДП

В начале ноября в Японии подвели итоги внеочередных парламентских выборов, которые были объявлены после того, как два месяца назад в стране сменился премьер-министр. В результате отставки непопулярного главы кабмина Есихидэ Суги к власти пришел экс-министр иностранных дел Фумио Кисида. Большой политический сезон в Стране восходящего солнца, в ходе которого этой осенью в Японии произошла перезагрузка власти, завершился выборами нижней палаты парламента, подтвердившими доверие граждан многолетней партии власти – ЛДП.

В Японии все спокойно. Почему в стране снова победила ЛДП | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Правящая Либерально-демократическая партия, имевшая в конце лета рекордно низкий рейтинг, сумела доказать избирателям: она способна к переменам и готова вместе со своим новым лидером Фумио Кисидой рулить страной и дальше. Далось ей это непросто, но тем ценнее победа.

ЛДП получила 261 место (на 15 мест меньше, чем до выборов), ее постоянный союзник по правящей коалиции партия «Комэйто» – 31 место (на два больше). Многие ожидали гораздо более неудачного выступления либерал-демократов на фоне нестихавшей критики правительства по поводу неэффективных мер по борьбе с пандемией. Полученный процент голосов, представляющий не просто абсолютное, но комфортное большинство в нижней палате, дает возможность ЛДП обеспечить себе практически все ключевые парламентские должности, включая посты председателей постоянных комиссий нижней палаты.

Такое большинство (293 места из 465) дает премьеру гораздо большую свободу в определении парламентской повестки дня и куда большую уверенность в беспрепятственном прохождении через парламент всех законопроектов правительства. Вместе с тем это большинство недотягивает до квалифицированного, а значит, не позволяет правящей коалиции рассчитывать на беспрепятственное проведение через парламент поправок конституции.

Не потерять власть либеральным демократам помогла неожиданная осечка главной оппозиционной силы – Конституционно-демократической партии (КДП). До выборов она вместе с союзниками (формально независимыми депутатами) контролировала 112 кресел, а сейчас сумела получить лишь 96 мест. Неудачу конституционных демократов эксперты связывают с тем, что в ходе предвыборной кампании ведущая оппозиционная сила сосредоточилась исключительно на критике многочисленных ошибок властей. Так, КДП обвиняла правительство в неэффективных мерах по борьбе с коронавирусом, а также в негативных социальных последствиях экономической модели. Еще одной причиной, как ни странно, оказалось то, что оппозиционные силы (а к ним относят кроме КДП компартию и еще две небольшие левые партии) на этот раз выставили единых кандидатов в большинстве округов. Электорат оппозиционеров такое объединение не понял и не принял, и в большинстве «объединительных» округов они проиграли представителям правящей коалиции.

Небольшой сенсацией выборов стал результат, показанный Партией реформирования Японии, завоевавшей 41 мандат, что почти в четыре раза больше, чем было у нее в 2017-м. Тогда эта партия выросла из регионального объединения, теперь она превратилась в третью политическую силу в парламенте после ЛДП и КДП. Реформаторы придерживаются правоконсервативной идеологии и способны в перспективе составить конкуренцию правящим не одно десятилетие либеральным демократам.

Победителей тем не менее огорчили два факта. Во-первых, выборы прошли при низкой явке избирателей, составившей 55%, это третий с конца показатель за всю послевоенную историю страны. Во-вторых, весьма чувствительным ударом для правящей партии стало поражение ее генсека Акиры Амары, уступившего в одномандатном округе кандидату от КДП. Партийный лидер уже заявил, что уйдет со своего поста.

Эксперты считают, что победа правящей коалиции вполне заслуженна и говорит о том, что ЛДП сумела использовать свой опыт для успешного и быстрого политического маневрирования. Так, например, считает заведующий кафедрой востоковедения МГИМО профессор Дмитрий Стрельцов. По его словам, свою роль здесь сыграли смена партийного руководства и переформирование кабинета министров накануне выборов, позволившие навести глянец на померкший было облик ЛДП и существенно улучшить ее электоральные шансы.

«Японская политическая система устроена таким образом, что на новый кабинет (и его лидера) не распространяются грехи старого, – считает Стрельцов. – В день выборов, по опросам телевещательной корпорации NHK, кабинет Кисиды имел поддержку 61% респондентов, тогда как у предшествующего кабинета Суги перед его отставкой в августе этого года рейтинги были меньше 30%. В предшествующий выборам месяц публика смогла ознакомиться с установками нового премьера, с составом правительства, где помимо нового премьера появились много свежих и «незапятнанных» фигур. Повышенное медийное внимание к выборам главы ЛДП и формированию кабинета позволило правящему лагерю перебить повестку дня у оппозиции и перетянуть значительный процент колеблющихся голосов».

По мнению политолога, эксперта Токийского университета Софии Коити Накано, доминирование ЛДП на политическом олимпе Японии связано прежде всего с тем, что в стране нет реальных равных условий игры. «Будучи вечной правящей партией, ЛДП сумела в значительной степени создать условия, которые формируют предвыборную борьбу в ее пользу. У нее есть все преимущества, которые можно придумать для действующего лидера», – отмечает эксперт. Кроме того, полагает он, нынешняя эпидемическая ситуация, напротив, сыграла на руку правящей партии: в последние недели ежедневное число случаев заболевания COVID-19 в Японии стало быстро снижаться и с отменой чрезвычайного положения и возобновлением работы баров и ресторанов у многих возникло ощущение возвращения к нормальной жизни. И это, безусловно, стало благоприятным фактором для ЛДП, полагает политолог.

А вот комментарий старшего научного сотрудника Центра японских исследований Института Дальнего Востока Российской академии наук Константина Корнеева посвящен будущей политике Токио в отношении Москвы. «В ближайшее время Кисида обязательно сделает несколько заявлений по внешнеполитической повестке, касательно России – в том числе. Однако его политика в отношении РФ с огромной долей вероятности продолжит осторожный курс Синдзо Абэ, поэтому каких-то особых подвижек либо принципиально новых направлений сотрудничества ждать не приходится. Возможно, активизируется участие Японии в проектах по совместному с Россией освоению островов Курильской гряды, но опять же многое будет зависеть от форм этого сотрудничества и потенциальных результатов для Японии», – говорит эксперт. Он отмечает, что просто так японский бизнес в острова вкладываться не станет, важна стратегическая цель, которая «пока не просматривается».


#Япония #партия #выборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7045) от 08.11.2021 под заголовком «В Японии все спокойно».


Комментарии