В своей тарелке. Почему российских блюд нет в списке ЮНЕСКО?

На прошлой неделе героем нашей рубрики «Что – почем» был борщ, точнее – «страсти», которые вокруг этого старинного блюда развернул один сильно политизированный украинский шеф-повар. Суть его утверждений сводится к одному: если при поддержке ЮНЕСКО не признать борщ украинским, то – цитата: «Россия подтасует факты и присвоит борщ себе».

В своей тарелке. Почему российских блюд нет в списке ЮНЕСКО?  | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Аутентичная трапеза

При детальном рассмотрении высосанной из пальца проблемы оказалось, что Россия даже намеком не претендует на роль «родоначальницы» борща. Хотя и появилось это блюдо, по утверждению самого шеф-повара, в те далекие времена, когда такой страны, как Украина, не было вообще, а была единая Киевская Русь. Это во-первых.

Во-вторых, даже если бы Россия решила посоперничать с Украиной, то сделать этого не смогла бы, так как не ратифицировала Конвенцию о нематериальном культурном наследии человечества. Не путать с давным-давно ратифицированной Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия!

Под понятие «нематериальное культурное наследие» ЮНЕСКО подпадают не только и даже не столько какие-то особые кулинарные изыски той или другой страны, но и неповторимые аутентичные традиции, связанные с этими изысками.

Так, в список ЮНЕСКО попал армянский лаваш, техника изготовления которого – цитата из визитной карточки: «основана на семейных ценностях». Замешивать тесто должна самая старшая женщина в доме. Затем оно переходит к невестке, та раскатывает тесто скалкой на низком круглом столике. Наконец, настает черед свекрови – она выпекает лаваш в традиционной печи – тандыре.

Другое блюдо – плов. Его человечество открыло еще в Х веке. Рис с мясом у народов Востока считался не только сытной и вкусной, но еще и целебной едой. Но самыми аутентичными комиссия ЮНЕСКО признала узбекский и таджикский варианты плова. В этих странах до сих пор сохраняется традиция готовить блюдо в чугунном казане на дровах.

В списке и корейское блюдо кимчхи – капуста, сквашенная с редисом, зеленым луком, имбирем и красным перцем. В Южной Корее, как показали опросы, среди символов национальной культуры кимчхи занимает второе место. На первом – флаг страны.

Пивная культура тоже отметилась в списке. Удивительно, что не немецкая или чешская, а бельгийская. В Бельгии производится около девяти сотен разных марок пива, возраст некоторых достигает пятиста лет. Местное пиво защищено законами. Даже, казалось бы, в малом: если в супермаркете выставлено меньше двадцати сортов пива, то покупатель имеет полное право пожаловаться в общество защиты прав потребителей.

В список нематериального культурного наследия попали также три национальные кухни: японская, мексиканская и французская. И одна диета – Средиземноморская.

Так почему же Россия отказывается от участия в столь забавном и полезном мероприятии? Чем хуже наши блины, пельмени, холодец и селедка под шубой? Кстати, год назад один из депутатов Госдумы предлагал внести все это в Список культурного наследия ЮНЕСКО. А заодно и оливье (вместе с салатом «Мимоза»), и «Советское шампанское», да и всю традицию встречи Нового года в России разом! Массовые гулянья, катание на санях и санках, игры в снежки... Но тут депутату напомнили: «Мы не в конвенции».

Гастрономический вояж

Наверное, было бы все гораздо проще, если бы речь шла только о национальных кухнях, об оригинальных блюдах, о традициях, с ними связанных. Но ЮНЕСКО распахнуло ворота практически для всех народных традиций, имеющихся на земном шаре. И неважно, с чем эти традиции связаны – с едой или с... ритуальными танцами.

Да, сразу несколько стран, в основном Азии и Африки, подали заявки на внесение в Список культурного наследия своих ритуальных танцев, в том числе и жертвенных. Другие страны готовы сражаться за свои народные песни, третьи – за вышивки на стеганых одеялах, четвертые – за национальную игру в кости...

«Все это хорошо и полезно для тех сообществ, у которых до сих пор нет письменности, и «засветиться» таким образом в ЮНЕСКО – неплохая возможность зафиксировать свои обычаи», – объясняли российские эксперты. Но чаще всего это демонстрация известных практик и обрядов, уже давно неразрывно связанных с туриндустрией. Кроме того, есть традиции, которые в обществе вызывают большие споры. Как то: калым, бичевание, кража невесты.

Возможность раздувать Список «культурного наследия» до бесконечности, пополняя его далеко не всем понятными и объяснимыми традициями, и заставило Россию отказаться от ратификации этой конвенции. Временно. Наша страна внесла в документ предложения и поправки. Но они не были приняты.

К слову, в конвенции не участвуют также Великобритания и США.

Что ж, у нас и своего нематериального культурного наследия – кулинарного, вкусного! – предостаточно. В феврале 2017 года Федеральное агентство по туризму запустило всероссийский проект «Гастрономическая карта России». Участниками проекта назвали производителей сельхозпродукции и ее переработчиков, рестораторов, отельеров, шеф-поваров, историков, краеведов, мастеров прикладного искусства.

Проект туристический. В его основе – знакомство гостей с продуктами, которые производятся именно в этом регионе, с историей и культурой местности через специально созданные дегустационные сети. Причем помимо дегустации гостям предлагается поработать своими ручками – например, старинным способом засолить огурцы, погружая засолочную бочку на дно речки.

Через год эксперты составили топ-10 ведущих регионов по гастрономическому туризму. На первом месте оказался Татарстан с его шурпой, конской колбасой, мясными ломтиками из вяленой/копченой гусятины, со сладостями – чак-чаком и баурсаком. Кстати, баурсак (он же боорсок, бавырсак, боорцок, бурсак) – традиционное мучное изделие у многих народов России и бывшего Советского Союза, и почему-то в голову никому не приходит отстаивать его первородство в той или иной республике/стране.

На втором месте – Астраханская область с ее старинной пословицей: «В Астрахани и коровы соленую рыбу едят». Плотно накормив ухой с астраханскими баурсаками, добавив балык из осетрины, хозяева предложат еще и выпить чая по рецепту калмыцких скотоводов-кочевников, заходивших в эти места в прежние времена.

На третьем месте – Алтай с разнообразием мясных и молочных блюд. С медовым разливом. Суп-кочо, сметана-каймак и сладенькое – ток-чок, паста из измельченных обжаренных орехов напополам с семенами ячменя с добавлением меда... И это только несколько строк из обширного местного меню.

Далее по списку отметились: Дальний Восток, Ставропольский край (Кавказ), Тула, Калининград, Суздаль, Чукотка, Калмыкия.

В прошлом, 2019-м, году федеральный проект «Гастрономическая карта России» включен Агентством стратегических инициатив в «100 лидерских проектов социальной сферы». А в нынешнем году запускается первая в стране система сертификации в сфере гастрономического туризма.

Минога, крендель, чай, картофель...

«Гастрономической карты России», похоже, оказалось мало. Свой «съедобный» проект придумало Министерство сельского хозяйства страны. Назвало его «Вкусы России». По сути, это конкурс региональных брендов продуктов питания с официальной целью: «привлечь внимание к достижениям малого и среднего бизнеса в сфере агропромышленного комплекса и помочь создать новые точки роста и драйверы развития сельских территорий регионов России».

Конкурс проходит в несколько этапов. Первый (прием заявок, их подано более 500 из 79 регионов) уже завершен. Теперь до конца ноября специальная комиссия проводит оценку заявок. Это второй этап. Но уже через три дня – 19 ноября – стартует и третий этап.

В нем может принять участие каждый из нас, потому как называется этап «Народное голосование» и продлится он до 2 декабря. Итоги Минсельхоз пообещал огласить до 20 декабря.

Ленинградская область представила «на соискание» свой список: «Ивангородская минога», «Выборгский крендель», «Волосовский картофель», «Копорский чай», «Ладожские сухари». В последний день регистрации в уходящий поезд успел вскочить добытчик березового сока из Всеволожского района.

К слову, в начале октября нынешнего года Роспатент зарегистрировал «Выборгский крендель» и «Ивангородскую миногу» как региональные бренды. Оба товара внесены в государственный реестр НМПТ (наименование места происхождения товара).

...Если бы Россия ратифицирована ту самую спорную Конвенцию ЮНЕСКО (естественно, с удовлетворяющими нашу страну поправками), то Ленобласти точно надо было бы и туда «пристроить» миногу. Известно, что гурманы Европы, прежде всего французы, обожают эту необычную рыбеху. Правда, в США ее не едят – американцы брезгуют «есть червяков».

Ну какой же это червяк? Скорее... змейка. Самое же главное – уметь миногу правильно готовить. Так, чтобы она стала настоящим деликатесным блюдом. У ивангородских промысловиков в этом деле есть свои многолетние традиции. Культурное наследие, однако...

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в октябре по сравнению с сентябрем повысились на 0,2%. С начала года – на 2,7%.

Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 1,1%. Заметное снижение цен отмечалось на отдельные виды: на морковь – 12,2%, на яблоки – 8,1, на капусту белокочанную – 7,3, на виноград – 5,8%. При этом бананы стали дороже на 6,3%, помидоры – на 4,5, апельсины – на 3,6, чеснок – на 3,1%.

Рост цен отмечался на сахар – 18,3%, яйца – 6,3, крупу гречневую – 5,9, фарш мясной – 3,2, на масло подсолнечное – 2,8, рис – 2,6%. В то же время соль подешевела на 4,1%, рыба мороженая неразделанная – на 2,0, соки фруктовые – на 1,6%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах октября составила 4915 рублей 00 копеек в расчете на месяц, что на 3 рубля 77 копеек выше, чем в сентябре.

Из непродовольственных товаров меха и меховые изделия подорожали на 16,7%, бумажно-беловые товары – на 2,4, моющие и чистящие средства – на 1,8%. Машины швейные стали дороже на 7,4%, плиты бытовые – на 4,7, компьютеры планшетные – на 4,4, миксеры, блендеры – на 3,5%. При этом телевизоры подешевели на 2,3%, холодильники – на 1,3%.

Стоимость авиаперелетов снизилась на 12,9%, проезд в поездах дальнего следования – на 6,2, санаторно-оздоровительные услуги – на 2,6%. В то же время подорожали услуги бань – на 7,7%, услуги ОСАГО – на 3,9, дополнительные занятия для детей дошкольного возраста и театральные билеты – на 3,1, проезд в городском автобусе – на 1,1%.

#еда #ЮНЕСКО #блюда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6806) от 16.11.2020 под заголовком «В своей тарелке».


Комментарии