В ста метрах от высоты «Дикарь». В поселке Старо-Паново создается воинский мемориал

Эту белоснежную церковь, увенчанную золотым куполом, видно издалека с Кольцевой автодороги - там, где она пересекает Таллинское шоссе. Мало кто знает, что находится храм в небольшом поселке Старо-Паново, и в последние годы рядом с ним создается воинский мемориал памяти защитников Ленинграда.

В ста метрах от высоты «Дикарь». В поселке Старо-Паново создается воинский мемориал | Ручной пулемет направлен в ту сторону, откуда в 1941 году пришел враг. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Ручной пулемет направлен в ту сторону, откуда в 1941 году пришел враг. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

А началось все еще в начале 1990-х годов, когда местная жительница Антонина Осипова подняла вопрос о возрождении в Старо-Панове церкви Святых мучеников Адриана и Натальи. Храм был разрушен в 1942 году огнем нашей артиллерии, поскольку противник превратил его в опорный пункт обороны: в нем было пулеметное гнездо, в подвале засели автоматчики...

Спустя полвека восстановить церковь на прежнем месте было уже невозможно: оно было занято послевоенными могилами, и тогда выделили участок в трехстах метрах западнее, на месте старого священнического дома. Новый храм не стал архитектурным повторением первоначальной церкви, но принял на себя ее имя, и самое главное - стал памятником погибшим и пропавшим без вести в битве за Ленинград.

- Когда рыли котлован для фундамента, обнаружили останки нескольких красноармейцев, - говорит настоятель храма протоиерей Михаил Стрельников. - Десять лет их хранили в специально выделенном помещении при храме: у предыдущего настоятеля Антония Ветвицкого была мечта устроить мемориальное захоронение у церкви. Но это оказалось невозможным из-за юридических нюансов с земельным участком.

Тем временем поисковики продолжали исследовать окрестности. В районе бывшей деревни Новое Койрово участник объединения «Ленрезерв» Михаил Писарев обнаружил разбитые фрагменты танка Т-28, среди них - останки танкиста. В полуистлевшем кармане был гаечный ключ, а за голенищем сапога ложка, на черепке которой значилась надпись: «Скрипка».

Оказалось, что в 51-м отдельном танковом батальоне 42-й армии служил старший сержант радист Александр Николаевич Скрипко. Он погиб 20 декабря 1941 года. Стало известно, что он ленинградец. Поисковики попытались найти его родственников, но по его домашнему адресу никто не проживал: в том доме находился магазин. Тогда они обратились в СМИ, и через две недели к ним пришла девушка с документами: «Я внучка танкиста, вот документы моей мамы и бабушки».

Александр Скрипко прошел «зимнюю» войну - недаром среди его личных вещей, обнаруженных поисковиками, был трофейный финский компас. Когда началась Великая Отечественная, его снова призвали в армию, а жена ушла на фронт медсестрой. Двоих детей ей пришлось отдать в детский дом.

По воспоминаниям дочери танкиста Валерии, в один из зимних вечеров к ним пришла бывшая соседка по дому и сказала: «Ваша мама погибла, от отца тоже писем нет». Весной 1942-го детей эвакуировали из Ленинграда в Ярославскую область...

Как раз тогда, когда поисковики нашли останки танкиста, а неподалеку - останки еще 24 красноармейцев, администрация Красносельского района поручила поисковому отряду «Рубеж-2» обследовать территорию в Старо-Панове - между гражданским кладбищем и рекой Дудергофкой. Оказалось, что это место ожесточенного боя.

- Немцы держали здесь два опорных пункта. Первый - высота, где была церковь Адриана и Натальи, на всех немецких картах она значилась под именем Der Wilder mann, что в переводе означает «Дикарь», или «Леший». Второй - «Платформа», с другой стороны нынешней Кольцевой автодороги. Между ними была разветвленная система ходов сообщений, - рассказал командир поискового отряда «Рубеж-2» Виктор Ионов.

В ходе Вахты памяти был найден блиндаж с останками трех красноармейцев. Судя по всему, они успели занять вражеский блиндаж, развернули пулемет в сторону противника и почти сразу же погибли от прямого попадания снаряда...

20 июля 2018 года на месте этого блиндажа и был основан новый воинский мемориал. Дата не случайная: 20 июля 1942 года началась Старо-Пановская операция. Именно здесь Красная армия применила оружие, созданное в блокадном Ленинграде, - так называемые «иван-долбаи». Это реактивные снаряды огромной мощности, разработчики которых получили в 1942 году Сталинскую премию. Оружие было неприцельным, но зато убойным...

- Сначала операция была успешной, но затем немцы подтянули силы и отбили свои позиции. За двенадцать дней наши войска потеряли более пяти тысяч бойцов. Однако именно после этой операции ленинградцы впервые увидели на улицах города пленных врагов: захваченных под Старо-Пановом солдат провели под конвоем по Невскому проспекту, - пояснил Ионов.

 4Музеей---БлиндажД.jpg

Музей-блиндаж, расположенный рядом с храмом, создан там, где поисковики обнаружили останки павших в бою красноармейцев / ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Всего на новом мемориале в 2018 - 2019 годах захоронили 39 бойцов. Известно имя только одного из них - того самого танкиста Александра Скрипко. Его «подписную» ложку можно увидеть в музее-блиндаже, устроенном рядом с храмом пять лет назад. Все экспонаты в нем подлинные, в основном найденные поисковиками. Внутри они создали обстановку жизни и быта бойцов Красной армии. Правда, на старо-пановском рубеже таких условий у наших солдат не было. Как рассказал один из ветеранов, дым из трубы сразу бы заметили гитлеровцы и накрыли бы блиндаж из минометов или артиллерии...

- Согласно закону, останки бойцов, найденные поисковиками, должны быть захоронены с почестями на ближайшем воинском мемориале. Раньше таковым для нас служила площадка в Полежаевском парке. Теперь Старо-Паново, поскольку оно находится в непосредственной близости от места проведения Вахт памяти, - поясняет Ионов. - Все работы на мемориале, как и сами захоронения, были выполнены нашим отрядом.

Правда, выглядит новый мемориал пока не очень презентабельно: территория больше похожа на заболоченный пустырь, дорога к нему построена только частично. Если бы не бетонный противотанковый надолб со звездой и несколько гранитных плит с именами бойцов, то вообще трудно было бы догадаться, что здесь памятное место. Кстати, надолб поисковики привезли сюда с мест боев на Волхонском шоссе.

- Несколько лет назад территория была передана Красносельскому району под мемориал, но документы вовремя не были оформлены. Так что мемориал пока существует неофициально, на «птичьих правах», - посетовал Ионов.

Как заверил представитель городской администрации Андрей Фарков, подобная ситуация - временная: документы в стадии оформления, весной здесь запланированы первоочередные работы, чтобы в День Победы можно было провести достойную памятную церемонию.

#мемориал #память #Ленобласть #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (6652) от 26.03.2020 под заголовком «В ста метрах от высоты «Дикарь»».


Комментарии