В России водителям могут запретить прием некоторых медпрепаратов

МВД поддержало идею начальника столичной Госавтоинспекции маркировать лекарства, которые нельзя употреблять людям, садящимся за руль. А дабы водители четко знали, какой именно препарат грозит им лишением прав, в ведомстве предложили на упаковку таких медикаментов наносить значок в виде перечеркнутого автомобиля в красном кружке.

В России водителям могут запретить прием некоторых медпрепаратов | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Говорить о том, что в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водить машину категорически нельзя, не имеет смысла. Это аксиома, которая известна всем. Другое дело, что не все автовладельцы знают: во многих лекарственных препаратах могут содержаться наркотические или психотропные вещества. Причем большинство таких таблеток, капель, микстур продается в аптеках без рецепта. И, приняв их, человек может стать злостным нарушителем ПДД.

Не верите? А это правда. Не так давно сотрудники московской ГИБДД за какое‑то незначительное нарушение остановили водителя и направили его на медицинское освидетельствование. И он, к своему великому изумлению, узнал, что врачи обнаружили в его анализах следы фенобарбитала. Откуда? Все просто: накануне он принял несколько капель сердечного средства. Цена ему — копейки, а водителя лишили прав и выписали штраф в размере 30 тысяч рублей.

Гражданин попытался было оспорить это решение в Верховном суде, однако там с его аргументами не согласились. «Законодательство в сфере дорожного движения запрещает водителю управлять транспортным средством в состоянии любого вида опьянения независимо от причины, вызвавшей такое опьянение, которое, в частности, может явиться следствием употребления разрешенных к применению лекарственных препаратов», — отмечалось в решении суда.

Так, что, уважаемые автовладельцы, к такому факту надо отнестись со всей серьезностью. Особенно это касается петербуржцев. Объясню почему. Северную столицу называют самым пожилым городом в стране. А с возрастом, как известно, у человека накапливается достаточно всевозможных хронических недугов, которые требуют лечения. И, как выясняется, далеко не всегда «то, что доктор прописал» можно сочетать с вождением.

Кстати, перечень таких лекарств достаточно широкий. В него входят препараты, содержащие фенобарбитал и иные барбитураты (они, например, есть в составе популярных в народе сердечных капель, некоторых обезболивающих); антигистаминные средства, которые могут вызывать сонливость и ухудшать реакцию. Опасны и препараты против простуды, которые содержат в своем составе кодеин и фенилэфрин, хлорфенамин, фенирамин. Стоит избегать некоторых анальгетиков с содержанием кеторолака. Они также приводят к нарушению скорости реакции. Тормозит определенные отделы головного мозга ряд медикаментов против диареи и тошноты…

Более полный список лекарств, на которые следует наносить маркировку, ГИБДД планирует соз­дать вместе с Минздравом в ближайшее время.

Правда, и без специального значка в описании многих препаратов указано, что лекарство может вызывать нарушения координации, сонливость и головокружение, поэтому после его приема не рекомендуется управлять автотранспортом. Однако что для нашего человека такие обтекаемые фразы, как «не рекомендовано» или «следует воздержаться»? Вот если бы в инструкции было написано «нельзя водить машину под угрозой лишения прав» — тогда да, возможно, кто‑то бы трижды подумал.

Инициатива столичной ГИБДД уже вызвала широкий резонанс в экспертном сообществе.

Одни эксперты ее полностью поддерживают. В частности, руководитель движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что многие наши водители бездумно принимают те же бабушкины сердечные настойки от всех болезней. Переволновался — принял несколько капель, кольнуло в грудной клетке — еще накапал.

А ведь фенобарбитал, который в них содержится, выводится из организма гораздо медленнее, чем алкоголь. Порой это химическое соединение может регистрироваться современными приборами в течение месяца и более.

Поэтому Шкуматов предложил указывать на упаковках таких препаратов, сколько времени после их приема нужно воздерживаться от сидения за рулем.

С ним согласен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, который тоже считает инициативу ГИБДД справедливой и взвешенной. «Безусловно, такой список должны составлять специалисты-медики. Именно они должны сказать, после приема какого препарата и в каких дозах человеку нельзя садиться за руль», — подчеркнул он.

Однако некоторые эксперты уверены, что маркировка не поможет. «Останавливают ли курильщиков страшные надписи и картинки на пачках сигарет? Нисколько», — говорят они.

А есть те, кто считает, что нынешняя система определения трезвости водителя и вовсе нуждается в пересмотре. И вот почему.

Минимальный порог алкоголя для водителя законом определен: это 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, или 0,3 промилле в крови. С наркотическими и психотропными препаратами все сложнее — таких норм нет. Поэтому водителя могут признать нарушителем даже спустя три дня после употребления того или иного медикамента. Пусть препарат уже никакого влияния на организм не оказывает, но барбитураты в крови еще присутствуют, а значит, появляется достаточное основание признать, что человек управлял транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. И никакие оправдания водителя — мол, даже не помню, что и когда принял, — его не спасут.

Поэтому, как считают некоторые эксперты, необходимо установить предельное количество тех или иных веществ в крови, чтобы не наказывать добропорядочных граждан, которые приняли лекарство, которое им было жизненно необходимо.

Кстати, против маркировки выступают и сами фармпроизводители. Во-первых, хлопотно, во‑вторых, дорого. А значит, эти два бремени в свою очередь отразятся на цене лекарств и переплачивать придется всем.

Станет ли инициатива ГИБДД законом, пока сказать сложно. Но уже сегодня водителям лучше самостоятельно изучать инструкции к медикаментам. Ведь не дай бог из‑за какой‑нибудь таблетки лишиться прав! А то и вовсе стать фигурантом уголовного дела.

МЕЖДУ ТЕМ

По статистике ГИБДД, с января по июнь 2022 года в России зарегистрировали 71 аварию по вине водителей, находившихся под влиянием лекарственных средств. В них погибли 18 человек, пострадали 97.


#лекарства #медикаменты #водители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (7234) от 17.08.2022 под заголовком «Лекарство против прав».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.