В России водителям могут запретить прием некоторых медпрепаратов

МВД поддержало идею начальника столичной Госавтоинспекции маркировать лекарства, которые нельзя употреблять людям, садящимся за руль. А дабы водители четко знали, какой именно препарат грозит им лишением прав, в ведомстве предложили на упаковку таких медикаментов наносить значок в виде перечеркнутого автомобиля в красном кружке.

В России водителям могут запретить прием некоторых медпрепаратов | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Говорить о том, что в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водить машину категорически нельзя, не имеет смысла. Это аксиома, которая известна всем. Другое дело, что не все автовладельцы знают: во многих лекарственных препаратах могут содержаться наркотические или психотропные вещества. Причем большинство таких таблеток, капель, микстур продается в аптеках без рецепта. И, приняв их, человек может стать злостным нарушителем ПДД.

Не верите? А это правда. Не так давно сотрудники московской ГИБДД за какое‑то незначительное нарушение остановили водителя и направили его на медицинское освидетельствование. И он, к своему великому изумлению, узнал, что врачи обнаружили в его анализах следы фенобарбитала. Откуда? Все просто: накануне он принял несколько капель сердечного средства. Цена ему — копейки, а водителя лишили прав и выписали штраф в размере 30 тысяч рублей.

Гражданин попытался было оспорить это решение в Верховном суде, однако там с его аргументами не согласились. «Законодательство в сфере дорожного движения запрещает водителю управлять транспортным средством в состоянии любого вида опьянения независимо от причины, вызвавшей такое опьянение, которое, в частности, может явиться следствием употребления разрешенных к применению лекарственных препаратов», — отмечалось в решении суда.

Так, что, уважаемые автовладельцы, к такому факту надо отнестись со всей серьезностью. Особенно это касается петербуржцев. Объясню почему. Северную столицу называют самым пожилым городом в стране. А с возрастом, как известно, у человека накапливается достаточно всевозможных хронических недугов, которые требуют лечения. И, как выясняется, далеко не всегда «то, что доктор прописал» можно сочетать с вождением.

Кстати, перечень таких лекарств достаточно широкий. В него входят препараты, содержащие фенобарбитал и иные барбитураты (они, например, есть в составе популярных в народе сердечных капель, некоторых обезболивающих); антигистаминные средства, которые могут вызывать сонливость и ухудшать реакцию. Опасны и препараты против простуды, которые содержат в своем составе кодеин и фенилэфрин, хлорфенамин, фенирамин. Стоит избегать некоторых анальгетиков с содержанием кеторолака. Они также приводят к нарушению скорости реакции. Тормозит определенные отделы головного мозга ряд медикаментов против диареи и тошноты…

Более полный список лекарств, на которые следует наносить маркировку, ГИБДД планирует соз­дать вместе с Минздравом в ближайшее время.

Правда, и без специального значка в описании многих препаратов указано, что лекарство может вызывать нарушения координации, сонливость и головокружение, поэтому после его приема не рекомендуется управлять автотранспортом. Однако что для нашего человека такие обтекаемые фразы, как «не рекомендовано» или «следует воздержаться»? Вот если бы в инструкции было написано «нельзя водить машину под угрозой лишения прав» — тогда да, возможно, кто‑то бы трижды подумал.

Инициатива столичной ГИБДД уже вызвала широкий резонанс в экспертном сообществе.

Одни эксперты ее полностью поддерживают. В частности, руководитель движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что многие наши водители бездумно принимают те же бабушкины сердечные настойки от всех болезней. Переволновался — принял несколько капель, кольнуло в грудной клетке — еще накапал.

А ведь фенобарбитал, который в них содержится, выводится из организма гораздо медленнее, чем алкоголь. Порой это химическое соединение может регистрироваться современными приборами в течение месяца и более.

Поэтому Шкуматов предложил указывать на упаковках таких препаратов, сколько времени после их приема нужно воздерживаться от сидения за рулем.

С ним согласен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, который тоже считает инициативу ГИБДД справедливой и взвешенной. «Безусловно, такой список должны составлять специалисты-медики. Именно они должны сказать, после приема какого препарата и в каких дозах человеку нельзя садиться за руль», — подчеркнул он.

Однако некоторые эксперты уверены, что маркировка не поможет. «Останавливают ли курильщиков страшные надписи и картинки на пачках сигарет? Нисколько», — говорят они.

А есть те, кто считает, что нынешняя система определения трезвости водителя и вовсе нуждается в пересмотре. И вот почему.

Минимальный порог алкоголя для водителя законом определен: это 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, или 0,3 промилле в крови. С наркотическими и психотропными препаратами все сложнее — таких норм нет. Поэтому водителя могут признать нарушителем даже спустя три дня после употребления того или иного медикамента. Пусть препарат уже никакого влияния на организм не оказывает, но барбитураты в крови еще присутствуют, а значит, появляется достаточное основание признать, что человек управлял транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. И никакие оправдания водителя — мол, даже не помню, что и когда принял, — его не спасут.

Поэтому, как считают некоторые эксперты, необходимо установить предельное количество тех или иных веществ в крови, чтобы не наказывать добропорядочных граждан, которые приняли лекарство, которое им было жизненно необходимо.

Кстати, против маркировки выступают и сами фармпроизводители. Во-первых, хлопотно, во‑вторых, дорого. А значит, эти два бремени в свою очередь отразятся на цене лекарств и переплачивать придется всем.

Станет ли инициатива ГИБДД законом, пока сказать сложно. Но уже сегодня водителям лучше самостоятельно изучать инструкции к медикаментам. Ведь не дай бог из‑за какой‑нибудь таблетки лишиться прав! А то и вовсе стать фигурантом уголовного дела.

МЕЖДУ ТЕМ

По статистике ГИБДД, с января по июнь 2022 года в России зарегистрировали 71 аварию по вине водителей, находившихся под влиянием лекарственных средств. В них погибли 18 человек, пострадали 97.


#лекарства #медикаменты #водители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (7234) от 17.08.2022 под заголовком «Лекарство против прав».


Комментарии