В России разрабатывают стратегию развития геологической отрасли

Драйвером экономического роста может стать геология. Еще бы, каждый вложенный в геологоразведку рубль способен привлечь до 300 рублей инвестиций в смежные отрасли, уверяют знатоки. В советское время так и было: новое месторождение обрастало дорогами, базами, линиями электропередачи. Но как совершать такие открытия в рыночных условиях? Споры об этом не умолкают. Свои решения предлагает и «Росгеология», заявив о разработке собственной стратегии развития этой локомотивной отрасли.

В России разрабатывают стратегию развития геологической отрасли | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Разведанные в советские годы запасы полезных ископаемых иссякли. Одни виды стратегически важного для промышленности сырья (марганец, литий, титан) Россия закупает теперь полностью, а по другим (цирконий, бокситы, уран) сильно зависит от импорта. При этом прос­тых месторождений не осталось, а для поиска сложных нужны новые технологии. Свои, отечественные.

Финансирование геологоразведки государство свернуло — львиную долю отчислений составляют частные инвестиции, да и эти бюджетные крохи почти целиком уходят на прирост нефтегазовых запасов. По данным Счетной палаты РФ, из 228 видов твердых полезных ископаемых по 197 разведка запасов почти не ведется, а их прирост ныне снизился вдвое. Минерально-сырьевая база России едва пополняется, и это может привести к тяжелым последствиям…

Правительство РФ представило недавно свой план возрождения отрасли (наша газета об этом рассказывала). Ее реформа назрела давно, согласны геологи, но как это сделать? Прежде чем вести геологоразведку в конкретных районах — на что и нацеливает федеральный проект, нужно убедиться, что там вообще что‑то есть. А такие перспективы способны выявить сейсморазведка и глубокое бурение, то есть те виды работ, которые осуществляет «Росгеология». Значит, нужно усилить и подготовительный этап, следует вывод.

Свое видение этого глава холдинга Сергей Горьков изложил на Гайдаровском форуме-2022, сославшись на разработанную его коллегами и обсуждаемую в экспертной среде стратегию развития отрасли. По словам Горькова, скоро она будет представлена и федеральным структурам.

Что же предлагают геологи? Вот лишь некоторые пункты их ­программы.

Государство должно определить, в каких дефицитных видах сырья оно нуждается, и вкладывать в их разведку весомые средства. Нужно выработать и механизмы, гарантирующие восполнение запасов сырья недропользователями. Это можно сделать, дав зеленый свет юниорному бизнесу, который бы вел поисковые работы на свой страх и риск, а в случае успеха продавал бы права на владение участками крупным игрокам, как в Канаде.

Необходимо вырабатывать также системный подход к геологоразведке, чтобы это был конвейер, а не работа наудачу, убеждает Горьков, и кратно увеличить объемы госвложений. Отчасти это и происходит: инвестпрограмма-2022 «Росгеологии» выросла до рекордной за постсоветский период отметки 9 млрд рублей: более половины суммы — средства компании, а 4 миллиарда правительство выделило в рамках ее докапитализации.

В следующие три года объем инвестиций на модернизацию основных фондов холдинга, учитывая оба источника, составит 23 млрд рублей. Эти вложения позволят снизить износ оборудования, вернув отрасли ее технологическое лидерство. «Росгеология» уже делает такие шаги, уверяет Горьков, внедряя отечественные донные станции для сейсморазведки на шельфе и установки для бурения скважин в море.

Совершить такой рывок поможет переход на «цифру», технологии блокчейн (цепочка последовательных действий) и ­отечественный программный продукт. Схожие цели обозначены в федеральном проекте. Вообще обе стратегии перекликаются. Но важнее другое: решимость реформировать отрасль, вернув ей стратегический статус. А это выполнимо, если инициативы не останутся на бумаге.

#геология #Россия #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7124) от 09.03.2022 под заголовком «Реформе дан зеленый свет».


Комментарии