В Пскове установили памятник реставратору Савве Ямщикову

Невысокого роста человек, опираясь на посох, как будто бы поднялся по крутому склону реки Великой и внимательно, с прищуром, осматривает свои «владения»... Именно в таком образе предстал запечатленный в бронзе реставратор Савва Ямщиков. Памятник ему установили в Пскове. Он, будто бы былинный богатырь, охраняет город от тех, кто покушается на его древнее величие...

В Пскове установили памятник реставратору Савве Ямщикову | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Народное открытие памятника, без лишнего пафоса, без ковровых дорожек и микрофонов состоялось в день рождения мастера – 8 октября. Ему исполнилось бы восемьдесят два года, и хотя его нет уже одиннадцать лет, друзья говорили о нем как о живом, а свои выступления заканчивали словами: «С днем рождения, Савва!». Все это было больше похоже на встречу друзей, которые просто давно не виделись.

– Кострома, Ярославль, Рязань, Псков – Савва везде боролся за сохранение нашей истории, – подчеркнул народный артист России Николай Бурляев. – Его с полным правом можно назвать реставратором всея Руси. Еще в 1960-е годы, несмотря на хрущевские гонения на религию, он начал проводить выставки древнерусской живописи. А затем стал одним из символов эпохи, не боялся говорить чиновникам в лицо то, что думал, нередко вызывая этим гнев и неприятие. Но Савву это не смущало: он был уверен в своей правоте, и время это доказало.

По словам директора музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрия Мудрова, хорошо знавшего Ямщикова, едва ли не главная его заслуга в том, что он вывел профессию реставратора в публичную плоскость и сделал ее узнаваемой.

За сорок с лишним лет ему удалось возродить сотни произведений иконописи, открыть миру уникальные собрания русских портретов XVIII – XIX веков, вернуть имена забытых художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывали открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью русской культуры...

Памятник Савве Ямщикову установили на народные средства, которые собирали три года. Почему именно в Пскове? Савва Васильевич, москвич по рождению, три четверти жизни провел в поездках по России и Псков считал сердцем русской культуры. Многие годы он жил этим городом, боролся за него, здесь и умер 19 июля 2009 года. Его похоронили на Тригорском холме в Пушкинских Горах...

Место для памятника выбрали у Покровской башни. Это одно из мест, где Андрей Тарковский снимал фильм «Андрей Рублев», а Ямщиков был среди консультантов. А потом, спустя годы, Савва Ямщиков отдал немало сил, чтобы восстановить башню.

Как пояснил один из авторов скульптуры Михаил Плохоцкий, посох с резным навершием в руках Саввы Ямщикова – вовсе не случайная деталь. Его когда-то изготовил ленинградский поэт Михаил Дудин для легендарного хранителя музея-заповедника «Михайловское» Семена Гейченко, а тот подарил его Савве Ямщикову, когда тому стало тяжело ходить. Он с ним не расставался, им стучал в пол, разговаривая с чиновниками.

В этот же день в Пушкинских Горах, в двухстах метрах от Святогорского монастыря, был открыт Музей друзей Саввы Ямщикова. Друзья говорят, что реставратор притягивал ярких и талантливых людей, увлеченных, как и он, делом спасения и возрождения культурного и духовного наследия страны.

Создание музея – целиком и полностью заслуга президента Фонда исторической фотографии Валентина Эльбека. Он выкупил полуразрушенный дом бывшей типографии, построенный в середине XIX века. Отремонтировал, наполнил мемориальными предметами, связанными с Саввой Ямщиковым, облагородил окружающую территорию. Трудно поверить, что на все это ушло меньше года.

Место знаковое: именно в этом доме когда-то реставратор работал, приезжая по делам в Пушкинские Горы, здесь, очевидно – по знакомству, ему выделили отдельную комнату. Теперь она стала «мемориальным кабинетом» Ямщикова. В остальных залах – рассказ о нем, его семье и друзьях. Нашлось место и для выставки редких фотографий Карла Буллы, сделанных им в 1899 году в Святогорском монастыре и его окрестностях, когда здесь отмечали столетие со дня рождения Пушкина.

Самое большое помещение выделено под выставочный зал, сейчас его наполнили работы современных петербургских и псковских художников. В перспективе – создание здесь еще и мастерских, где можно было бы обучать будущих хранителей культурного наследия. Главное – чтобы новый музей стал местом объединения тех, кто хотя бы в душе может считать себя другом Саввы Ямщикова.

#памятник #Псков #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6783) от 13.10.2020 под заголовком «Владения Саввы Ямщикова».


Комментарии