В программу туристического кешбэка в России внесут изменения

Казалось бы, программа туристического кешбэка уже на старте доказала свою эффективность. Однако в этом году все иначе. Ростуризму пришлось несколько раз продлевать сроки четвертого этапа (теперь он завершается 15 сентября), а на следующий год в программу внесли серьезные изменения – в этом ведомстве готовы учиться на собственных ошибках.

В программу туристического кешбэка в России внесут изменения | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Очередное продление программы глава Ростуризма Зарина Догузова объяснила тем, что из выделенных правительством 6,7 млрд рублей неосвоенными остались еще 400 млн. А поскольку в ближайшие годы (вплоть до 2024-го) власти намерены ежегодно предоставлять на эти цели по 5 млрд рублей, «оставшиеся средства решено направить на то, чтобы дополнительно стимулировать продажи в низкий сезон». Получается, люди не так уж активно берут «бесплатные» деньги, что довольно странно.

Экономика льготы

Напомним, программа частичного возврата денег при покупке туристических услуг внутри РФ впервые была запущена в августе 2020-го и ориентировалась изначально на поддержку спроса в несезон. Но со временем инструмент начали корректировать, от волны к волне экспериментируя как с его внутренними параметрами, так и с периодами использования.

В прошлом году удалось организовать две волны кешбэка. Экономический эффект оказался не слишком велик: жители России купили туров на 6,5 млрд рублей. А вот третий этап, когда в поездку можно было отправиться вплоть до 30 июня 2021 года, экономически оказался куда более весомым – с 18 марта по 15 июня почти 1,5 млн клиентов купили туристических услуг на вчетверо большую сумму (27 млрд рублей). Напомним, что в этом году получить возврат 20% стоимости (но не более 20 тыс. рублей) в течение пяти дней после оплаты полной суммы можно, купив поездку продолжительностью не менее двух дней.

Казалось бы, все замечательно – таким успехам радуются и чиновники, и представители бизнеса.

Так, Анна Филатовская, директор департамента из компании «Русский Экспресс», говорит о том, что «благодаря программе кешбэка многие летние направления стали продаваться намного раньше обычного, а туры в города – «пакетами», поскольку теперь это стало выгоднее, чем покупать каждую услугу по отдельности».

«Программа кешбэка позволяет туристам существенно сэкономить на отдыхе, а также поддерживать спрос на его новые форматы и направления, – считает глава Ростуризма Зарина Догузова. – Вместе с тем это и помощь отрасли с учетом того, что по большей части она работала в низкий сезон, когда инфраструктура туризма традиционно не загружена».

Слова насчет низкого сезона звучат в этом контексте несколько странно – с марта по июнь люди покупали путевки на самый что ни на есть высокий сезон. Получается, во время третьего этапа власти стимулировали спрос, который и без того был высоким. Фактически происходило то же самое, что и со льготной ипотекой на рынке недвижимости. И результат получился аналогичным: когда спрос превышает предложение, цены всегда летят вверх.

В семье не без изъяна

Да, объемы продаж резко выросли. Илья Уманский, генеральный директор компании «Алеан», уверен, что «кешбэк проявил себя как эффективный инструмент по стимулированию потребительского спроса». Благодаря ему объемы продаж внутренних туров в операторских компаниях РФ в среднем весной 2021-го выросли на 40 – 80%, средний чек за поездку составил 45 – 50 тыс. рублей (в основном клиенты бронировали размещение уровня 3 – 4*), а средняя продолжительность тура – 5 – 7 дней.

Но быстрый рост спроса тут же привел к не менее резкому увеличению стоимости путевок, размещения и т. д. В мае, к примеру, «пакетные» туры на популярные курорты страны в среднем подорожали (по сравнению с 2019-м) на 20 – 25%, а путевки в Сочи – на 112%. В результате выгода от наличия возврата за туры была тут же «съедена» рынком: в конечном итоге людям пришлось платить даже больше, чем раньше.

Конечно, произошло это не только из-за кешбэка. «Туры на курорты Краснодарского края и Крыма подорожали в первую очередь за счет отелей уровня 4 – 5*, – подчеркивает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Именно на них переориентировались туристы, которые привыкли отдыхать за границей». Поскольку Турция в тот период была закрыта, а доступных зарубежных направлений отдыха оказалось крайне мало, обеспеченные граждане рванули на российский юг. А он в условиях дефицита качественного размещения ответил взлетом цен: то, что в 2020-м продавалось за 70 тыс., в мае 2021-го влет «уходило» за 150. Что и нивелировало выгоды от кешбэка.

Вместе с тем интерес к этой программе сохраняется и со стороны рядового покупателя, и со стороны бизнеса: в настоящее время к участию в ней подключено около 3 тысяч партнеров. И неудивительно: покупатели возвращают живые деньги, а турбизнес получает заранее оплаченный спрос.

Но в глобальном масштабе минусов не меньше. Во-первых, акция способствовала «разгону» стоимости отдыха. Во-вторых, распределился спрос неравномерно: в первую очередь от наличия программы выиграли приморские регионы РФ, тогда как нераскрученная «глубинка» (особенно европейская и сибирская) получила немногое. В-третьих, максимум в 20 тыс. рублей, первоначально казавшийся очень весомым, на фоне взрывного роста стоимости туров выглядит уже не столь внушительно.

Похоже, негативный опыт уже учтен: анонсируя сроки и правила программы кешбэка на 2022 год, Зарина Догузова в кулуарах Восточного экономического форума заявила о том, что впредь этот инструмент станут использовать только для поддержки спроса в низкий сезон. «Окно продаж на следующий этап кешбэка откроется еще в этом году, но примерные сроки поездок – с 15 января по конец апреля, – пояснила она. – А затем – с 1 октября по середину декабря. Высокий туристический сезон – период с мая по сентябрь – стимулировать не планируется».

Слабое место

Собственно, уже при четвертой волне кешбэка власти вернулись к стимулированию «несезона». Но здесь выявились другие недостатки, а востребованность господдержки резко снизилась. Поэтому первоначальный срок окончания этапа сначала перенесли с 31 июля на 31 августа 2021 года, а затем, так и не получив ожидаемого эффекта, продлили до 15 сентября.

«Проблема четвертого этапа кешбэка состоит в том, что глубина продаж недотягивает до срока начала поездки, – полагает Сергей Ромашкин. – Ведь первоначально продажи должны были завершиться 31 июля, а поехать в тур, кроме круизов, можно было только начиная с октября».

Не согласиться трудно: именно большой отрыв даты, в которую надо заплатить за поездку, от времени старта оказался ахиллесовой пятой очередного этапа кешбэка. Опасаясь появления новых ограничений, люди сейчас не готовы загодя оплачивать отдых. Летний этап как раз был организован по принципу: сегодня купил – завтра поехал. Но, когда заплатить надо сегодня, а на отдых можно отправиться лишь через три месяца, желающих находится мало. «Кешбэк перестал быть стимулирующим фактором из-за своей размытости и непонятного формата», – считает, например, гендиректор петербургской компании «Ника» Михаил Корнышев.

Что ж, остается надеяться, что не только временные рамки, но и другие правила акции ее инициаторы к началу очередного этапа смогут подправить. Ведь сам инструмент потенциально остается той палочкой-выручалочкой, которая и предпринимателям поможет, и туриста в обиду не даст.

МЕЖДУ ТЕМ

В конце прошлой недели Ростуризм сообщил, что средства на выплату кешбэка туристам израсходованы досрочно, поэтому досрочно завершилась и сама акция. Наиболее популярными в рамках четвертого окна продаж стали поездки в Краснодарский край, на Ставрополье и в Крым, а среди регионов, ориентированных на культурно-познавательные туры, в числе лидеров называют Псковскую, Новгородскую и Ярославскую области, а также Татарстан, Калининград, Москву, Петербург и Самару.


#туризм #изменения #деньги #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7008) от 13.09.2021 под заголовком «Исправление – мать учения».


Комментарии