В поисках «золотого века». Как хранится память об исчезнувших городах России?

«Открываем Россию заново» - так называется проект, организованный Высшей школой экономики. Осуществляя его, десять петербургских студентов под руководством доктора исторических наук Адриана Селина минувшей осенью отправились в экспедицию по Верхней Волге. Их интересовал вопрос: как хранится память о городах, исчезнувших в буквальном смысле этого слова?

В поисках «золотого века». Как хранится память об исчезнувших городах России? | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

- Нас заставила пойти в поход книга краеведа Виктора Ерохина «Города под водой». Она посвящена населенным пунктам в верхнем течении Волги, затопленным в результате строительства Рыбинского и Угличского водохранилищ, - поясняет Адриан Селин.

Когда говорят о затопленных городах, перед глазами даже тех, кто там никогда не бывал, встает образ, известный по многочисленным снимкам и фильмам: колокольня города Калязина, одиноко возвышающаяся посреди Волги... Не менее известна и Молога: ее руины отчетливо видны раз в несколько лет, когда в Рыбинском водохранилище опускается уровень воды. Бытует миф, что при затоплении города погибли около трехсот человек. Едва ли такое могло быть: водохранилище заполнялось постепенно, в течение четырех лет.

Память о Мологе хранится в ближайшем к ней Рыбинске, где действует созданный по народной инициативе музей Мологского края. Одним из источников его коллекции служат как раз экспедиции в затопленную Мологу. Потомков жителей исчезнувшего города объединяет землячество, в нем есть даже граждане Бельгии, Франции и США.

Впрочем, исследовательскую группу интересовали и нетронутые затоплением старинные города, расположенные рядом. Студенты выясняли, какие персонажи, связанные с историей этих мест, служат символами здешних городов.

Результаты оказались весьма любопытными. Сомнений не было: сегодня коммунистические вожди и герои революции прочно ушли в прошлое. Не случайно в Калязине монумент святителю Макарию установили на месте... памятника Ленину.

В Бежецке особенно почитают Анну Ахматову, Николая и Льва Гумилевых. Поэтесса приезжала в расположенную рядом деревню Слепнево, став женой Николая Степановича. Там у его матери был небольшой дом.

- Вокруг фамилии Гумилевых тут вообще сложился особый культ, который, строго говоря, к литературоведению или осмыслению истории имеет весьма отдаленное отношение. Даже в школьную программу по краеведению ввели теорию Льва Гумилева о пассионарности, - говорит Селин.

В Кашине «гений места» - Анна Кашинская, в свое время исключенная церковью из сонма святых, поскольку ее почитали старообрядцы. В 1909 году Синод канонизировал ее повторно.

Интересно, что большое число самых разнообразных памятников, посвященных историческим личностям, появилось в малых городах совсем недавно - в начале нынешнего века. Подбор новых героев зачастую достаточно любопытный. Появление в том же Калязине памятника князю Михаилу Скопину-Шуйскому (именно здесь он во время Смуты разбил польские отряды) можно объяснить активностью нескольких личностей, прежде всего доктора исторических наук Ярослава Леонтьева. Но чем объяснить то, что в Кашине героем стал обитавший там в начале XVII века шведский принц Густав Эрикссон - неудавшийся жених дочери Бориса Годунова Ксении?

Там же еще одним «гением места» можно назвать местного уроженца Артура Артузова - одного из основателей советской разведки. Памятник ему установили два года назад: инициатива исходила от ветеранов спецслужб.

Интересовало исследователей из Высшей школы экономики и то, какую часть своей истории в малых городах считают «золотым веком»? Ответ достаточно предсказуемый: везде речь шла о купеческой предреволюционной эпохе.

Особое дело - в Угличе: там расцвет относят к временам удельного княжества и связывают его с особенно почитаемым князем Андреем Большим. Однако ключевым служит миф о загадочно погибшем здесь в мае 1591 года царевиче Дмитрии: он даже изображен на гербе города. Причем разгадку «истинных обстоятельств» его смерти жители Углича считают своей исключительной прерогативой. «Мы всегда знали, как было на самом деле», - сказали студентам в местном музее.

В некоторых городах почитают и советское прошлое, правда, в весьма своеобразной форме.

- Особенно нас поразил музей на Рыбинской ГЭС, расположенный в местном доме культуры. Казалось бы, там много о каких событиях можно было поведать, но нам предложили весьма примитивно устроенный музей советского быта. Причем экскурсовод, рассказывая о том или ином экспонате, постоянно апеллировала... к телесериалу «Легавый» и ждала от нас прежде всего узнавания, - рассказал Селин.

Подобная же история повторилась в городе Пошехонье, где здание музея не так давно фигурировало в еще одном художественном фильме про советское время.

Как отмечает ученый, представления об эпохе Брежнева сегодня заново конструируются под влиянием сериалов. Не избалованные финансированием музеи, конечно, рады, что киношники оставляют им «лишний» реквизит. Однако в результате в экспозициях возникает искусственное советское прошлое, придуманное кинематографистами во втором десятилетии XXI века.

#история России #память #наследия #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6581) от 04.12.2019 под заголовком «В поисках «золотого века»».


Комментарии