В Петербурге запустили экспериментальный правовой режим для беспилотных автомобилей

С 30 декабря 2022 года в Петербурге и еще 37 городах и пригородах РФ запущен новый экспериментальный правовой режим (ЭПР) по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей.

В Петербурге запустили экспериментальный правовой режим для беспилотных автомобилей | ФОТО Michail Dementiev on Unsplash

ФОТО Michail Dementiev on Unsplash

До 30 декабря 2025 года в ряде регионов разрешено использование беспилотных автомобилей для коммерческой перевозки грузов и пассажиров. Этот эксперимент называют самым масштабным на территории страны, он позволит реализовать технологию беспилотного транспорта в рамках различных климатических и дорожных условий от Крыма до Хабаровского края. Задача состоит не только в самом тестировании высокоавтоматизированных транспортных средств, но и в подготовке соответствующей законодательной базы.

В эксперименте могут участвовать беспилотные автомобили двух категорий. Автомобили, в салоне которых на месте водителя или на переднем пассажирском сиденье находится водитель-испытатель, а также автомобили, которые управляются оператором дистанционно и не требуют нахождения в салоне специалиста.

В любом случае каждое такое транспортное средство должно будет пройти соответствующую сертификацию и получить разрешение на эксплуатацию. Перед тем как машина окажется на дороге, она пройдет обязательное тестирование на закрытом полигоне. Для каждого беспилотного авто будет прописана его среда штатной эксплуатации (дорожные и географические условия для безопасной работы). Вне такой среды использование беспилотника не допус­кается. В каждом регионе будут устанавливаться допустимые зоны эксплуатации.

Кроме полиса ОСАГО владелец высокоавтоматизированного автомобиля должен быть застрахован по рискам ответственности в случае причинения беспилотником вреда жизни, здоровью или имуществу других участников дорожного движения. Минимальная сумма страхования должна составлять 10 миллионов рублей на каждый автомобиль. Правом владения тестируемыми машинами обладают лишь те компании, которые допущены к участию в экспериментальном правовом режиме. На данный момент их только пять: «Газпромнефть-Снабжение», «Сбер Автомотив Технологии», «НПО «СтарЛайн», «Яндекс.Испытания» и «Бейстрек Рус».

Напомним, что ранее (в октяб­ре 2022 года) ЭПР был отдельно одобрен для платной трассы М11 «Нева» между Москвой и Петербургом, которую к 2024 году планируют сделать первым в России беспилотным логистическим коридором. Предполагается, что в течение шес­ти лет в число таких коридоров включат почти 20 тысяч километров трасс. В этом числе ЦКАД, М12 Москва — Казань, М4 «Дон» и другие.

А на трассе М11 уже в мае-­июне 2023 года состоятся тестовые заезды беспилотных грузовиков. Сначала их будет только пять, а к 2024 году это количество собираются увеличить в десять раз. Пока Минтранс работает над созданием цифрового двойника трассы «Нева», а чудо-грузовики пообещали предоставить специалисты компании «КамАЗ».

Кроме того, до конца 2023 года в России стартует технологический конкурс для разработчиков решений в сфере беспилотных грузоперевозок — Up Great «Беспилотные логистические перевозки». Его участники будут соревноваться в разработке беспилотных технологий для мультимодальных грузовых перевозок на небольшие расстояния, до 60 км. Итоги конкурса подведут в конце 2024 года, а победителей ждет многомиллионный призовой фонд.


#автомобили #машины #беспилотник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7337) от 18.01.2023 под заголовком «Коридор в беспилотное будущее».


Комментарии