В Петербурге появилась галерея цифрового искусства
В Петербурге появилась галерея цифрового искусства, где медиахудожники проводят творческие эксперименты с нейросетью.
ФОТО АВТОРА
В новом креативном пространстве цифрового искусства «Цифергауз» все не так, как в классической галерее с привычными аналоговыми музейными экспонатами. Когда заходишь в полутемное помещение, кажется, что попал в комнату психологической разгрузки или... на фантастическую планету. Такую атмосферу создают мигающие разноцветные световые пятна на огромных проекционных экранах, развешанные по периметру залов лазерные радары, датчики и сенсоры, чем-то напоминающие НЛО, гипнотическая в стиле лаундж-техно музыка, которую сочинила нейросеть.
Осмотревшись, посетители начинают знакомиться с искусственным интеллектом, который вместо приветствия создает для своих гостей их цифровые аватары. Нейросеть в реальном времени считывает действия находящихся в помещении людей, стихийно редактирует реальность и интегрирует эту информацию в интерактивные визуальные миры, демонстрируя на медиаэкранах свою цифровую версию действительности, вступившую с посетителем в диалог.
Меня, к примеру, нейросеть изобразила сначала в виде инфузории туфельки, а затем «превратила» в бабочку. А еще искусственный интеллект позволил мне почувствовать себя цифровой феей. Взмах руки – и по медиастенам галереи разбегаются разноцветные волны или закручивается вихрь из цифровых кубиков. Чем больше движений, тем интереснее цифровой рисунок, поэтому особенно эффектными получаются картинки у детей, играющих с нейросетью в догонялки, или у девушек, приглашающих искусственный интеллект на белый танец, который в итоге получается разноцветным.
Автор арт-инсталляции «Цифровые двойники» – российский медиахудожник Максим Жестков, который успешно сотрудничает со многими технологическими компаниями, в числе которых Google, Samsung, BMW.
«Мои проекты основаны на физике и на том, как маленькие частицы могут формировать огромные кластеры информации, – объясняет художник. – При создании своего арт-проекта я экспериментировал с идеей двойственности человека и машины, попробовал каким-то образом совместить эти вещи. Ведь концепция цифрового двойника является частью четвертой промышленной революции. Цифровые двойники – это живой диалог человека и технологии. Их сотворчество здесь и сейчас».
Еще один интересный объект, представленный в залах галереи, – состоящая из 323 граней зеркальная инсталляция «Глаз». Ее автор – дизайнер Саша Фролова, которую в мире искусства называют российской киберпринцессой. Основание «глаза» сделано в виде стеклянного пола, собранного из 37 механических зеркал в форме бутонов. В ответ на шаги посетителей бутоны расцветают, меняя цвета и глубину пространства. А над цифровой клумбой висит купол с виртуальной имитацией неба, которое в отличие от серого петербургского прототипа имеет множество оттенков разных цветов. Не менее интересна работа Александры кинетический «Калейдоскоп» – цифровая версия фонтанов-шутих Петергофа.
Вход в галерею бесплатный, но по предварительной регистрации. Экспозиции будут обновляться 2 – 3 раза в год. Команда проекта планирует привозить в Россию как знаковые, так и новые работы мировых звезд цифрового искусства из США, Европы и Японии.
Остается напомнить, что весной этого года создатель галереи «Цифергауз» — энергетическая компания «Газпром нефть» — открыл в Петербурге одноименный центр цифровой трансформации – технологическое пространство для разработчиков в области искусственного интеллекта, робототехники, беспилотных аппаратов и промышленной цифровой трансформации. Центр также стал штаб-квартирой научно-образовательной организации «Искусственный интеллект в промышленности», созданной совместно с ведущими вузами Петербурга.
Команда «Цифергауза» намерена поддерживать талантливых авторов из Петербурга и регионов. С 2022 года энергетическая компания анонсирует запуск акселератора для начинающих дизайнеров и художников, лучшие из которых смогут получать грантовую поддержку и возможность создать и показать в технологическом пространстве свои самые смелые идеи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7024) от 06.10.2021 под заголовком «Белый танец с искусственным интеллектом».
Комментарии