В Петербурге обсудили предварительные итоги международной полярной экспедиции MOSAiC

Ледяной покров в полярных морях уменьшается, а наблюдаемые там физические процессы раскачивают климатическую систему в Арктике, заставляя ее изменяться. Многие ученые считали такие утверждения спорными. Но после международной экспедиции MOSAiC, проходившей в 2019 – 2020 гг., скептиков, видимо, стало меньше. В этом проекте с бюджетом 150 млн евро, самом масштабном за всю историю измерений в районе Северного полюса, участвовали специалисты из 17 стран, включая Россию. Гигантский массив полученных материалов пока обрабатывается. Поэтому питерские полярники говорили на онлайн-встрече со своими немецкими партнерами по этому проекту, состоявшейся в рамках 18-й Недели Германии в Петербурге, лишь о предварительных выводах и общих впечатлениях.

В Петербурге обсудили предварительные итоги международной полярной экспедиции MOSAiC | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

«Кому-то ледяная Арктика кажется чуждым негостеприимным краем, а кто-то, побывав там однажды, стремится вернуться туда снова и снова...»

Эта фраза, прозвучавшая в начале встречи (она прошла в конгресс-центре «Ленполиграфмаш»), объясняет тот эмоциональный накал, с которым велось обсуждение. «Притяжение» высокоширотной территории испытали, впрочем, не одни петербуржцы. Сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета не раз убеждались в этом, работая вместе с зарубежными партнерами.

Благодаря этим контактам в стенах института появилась российско-германская Лаборатория морских и полярных исследований имени О. Ю. Шмидта. А затем там же была создана российско-норвежская лаборатория исследований климата Арктики имени «Фрама» (так называлась шхуна, на которой норвежцы совершили некогда три полярные экспедиции).

Дальнейшие связи привели к созданию проекта MOSAiC. Это аббревиатура, которая в переводе с английского означает «Междисциплинарная дрейфующая обсерватория для изучения климата Арктики». Такой плавучей лабораторией стал немецкий ледокол Polarstern («Полярная звезда»). Конструкция этого судна, оснащенного новейшими измерительными комплексами, позволяла ему, вмерзнув в лед, дрейфовать с ним, чтобы вести наблюдения. Подобные задачи сможет выполнять и ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», строящаяся в Петербурге. Но пока особого выбора у полярников не было, признал участник проекта Владимир Соколов, начальник Высокоширотной арктической экспедиции (ВАЭ) ААНИИ.

Проекту предшествовали международные семинары в Потсдаме и Петербурге, совместные исследования на отечественной полярной станции СП-35 и т. д. Словом, подготовка к новому научному штурму, проводимому под эгидой Института имени Альфреда Вегенера и Центра полярных и морских исследований имени Гельмгольца (Германия), велась аж десять лет. И без российских ученых она бы не состоялась, отметил профессор института Клаус Детлофф, идейный вдохновитель и соруководитель этой арктической Одиссеи.

В сентябре 2019 года Polarstern с членами международной команды отчалил из норвежского порта «Тромсе», взяв курс на Центральную Арктику. «Прижавшись» к льдине, он должен был пройти, минуя Северный полюс, к проливу Фрама, находящемуся между Гренландией и архипелагом Шпицберген, повторив маршрут дрейфа Нансена в 1893 – 1896 гг. Из-за глобального потепления найти более-менее подходящую льдину в последние годы почти невозможно. Но специалисты ААНИИ, изучив спутниковые данные, смогли это сделать.

С первого дня пути ледокол сопровождало научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» с двумя вертолетами на борту, которые поочередно совершали ледовую разведку. А потом оно же обеспечивало дозаправку Polarstern дизтопливом, когда ледокол лег в дрейф. Льдину, плывшую с ним по течению, сочли тоже не очень надежной, уточнил другой участник проекта Николай Колабутин: края этого арктического «плота» кое-где уменьшались до метра. Тем не менее ученые пошли на определенный риск, разбив там базовый лагерь и разместив приборы.

MOSAiC предусматривал широкие исследования: изучение снежного покрова и атмосферных явлений, океанографические, биологические, геохимические, ледовые и прочие замеры. Оборудование ведущих в мире производителей ученые разместили на льдине – около ста приборных комплексов. А при содействии «Федорова» раскинули наблюдательную сеть в радиусе 40 – 50 км от нее, и некоторые замеры вели, подцепив аппаратуру к тросу винтокрылой машины.

Полученные в лагере данные поступали по телеметрическим системам на ледокол. Приборы же, размещенные за пределами базы, раз в месяц облетал вертолет, и полярники скачивали накопленную там информацию. Ни один прежний научный поход столь всеобъемлющим не был: MOSAiC охватывал вблизи Северного полюса практически все природные системы.

В проекте, продолжавшемся более года (389 дней), участвовали 442 человека _ ученые, члены судовых экипажей, летчики. А для его осуществления были привлечены семь кораблей, несколько самолетов и более 80 организаций из Германии, Великобритании, США, Франции, России, Китая и других стран.

За год сменилось пять составов международной команды, где Россию представляли только ученые из ААНИИ. Одни из них выступали экспертами, другие дистанционно помогали «Звезде» выстроить оптимальный маршрут, используя метеоданные, а третьи изучали физические свойства льда непосредственно в Арктике, рассказал корреспонденту «СПб ведомостей» директор института Александр Макаров.

Это делалось для того, чтобы, скорректировав модель климатической системы полярной атмосферы, льда и океана, улучшить прогнозы проходящих в этой части Земли процессов. А улучшить глобальную климатическую модель, над которой ученые разных стран работали сообща, можно было лишь на основе материала, который обеспечил MOSAiC, пояснил Соколов. Это многочисленные пробы воды, образцы льда, показания атмосферных датчиков, действовавших со скоростью 21 измерение в секунду...

Опыт петербуржцев пригодился также для создания на льдине взлетно-посадочной полосы и ротации персонала с использованием ледоколов и воздушных судов России. Поначалу все шло гладко, пока не грянула пандемия. Норвегия и Швеция свое воздушное пространство закрыли. Пришлось выстраивать новую логистическую схему, задействовав ледокол «Капитан Драницын», совершивший два сложных рейса. Рекомендации по его движению тоже давали работники ААНИИ, анализируя спутниковую информацию. А в октябре прошлого года Polarstern вернулся в свой родной порт «Бремерхафен»...

Что же показала экспедиция? Делать выводы, пока участники проекта не опубликуют результаты в открытых изданиях, преждевременно. Несомненно одно: климат на планете меняется стремительнее, чем предполагали ученые, считает Макаров, хотя нельзя утверждать, что катастрофа уже на пороге. Причины этих явлений ищут в Арктике, где, по словам одного из членов команды MOSAiC, обмен воздушных потоков происходит так быстро, словно чья-то рука распахнула дверь исполинского холодильника.

«Экспедиция помогла совершить много открытий, – говорит начальник ВАЭ. – Она изменила наши представления о развитии биосферы: некоторые виды организмов мы обнаружили в высоких широтах, где прежде их не было. Это своего рода биологические загрязнители, тоже влияющие на состояние ледяного покрова. В месте, где начинался дрейф судна, температура воды была минус 1,5 градуса, то есть Ледовитый океан оказался разогрет на две десятые градуса, а это колоссальные водные массы. И ничего тут не сделать: так активно, как раньше, лед нарастать там не будет...»

Сведения о том, как быстро сокращается площадь полярных льдов, противоречивы. Но уже никто, пожалуй, не спорит о том, что ни один регион в мире не подвергся такому очевидному потеплению, как Арктика, особенно за последние годы. И проект MOSAiC, как ожидается, прольет свет на природу наблюдаемых там процессов.

#Арктика #экспедиция #полярники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (6927) от 20.05.2021 под заголовком «Одиссея «Полярной звезды»».


Комментарии