В Петербурге доходы большинства семей выросли на 7% за год

Статистики обследовали семейные бюджеты жителей Петербурга и области: сколько денег люди зарабатывают (или получают), на что тратят. И сравнили полученные результаты с прошлогодними… И позапрошлогодними. Вот что вышло.

В Петербурге доходы большинства семей выросли на 7% за год  | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

За год доходы большинства семей выросли: в Петербурге — на 7 %, в области — на 0,3 %. Так что, судя по отчету Петростата, к концу прошлого года в городе ежемесячный доход на каждого члена семьи составил 43 178 ­рублей, в Ленинградской области — 28 924 рубля. Это, как говорится, в среднем по больнице.

Приблизительность этих данных, их теоретический характер признает и Петростат. А потому в последние годы считает отдельно доходы семей с разным уровнем жизни. Стоит уточнить, что богатые (по‑настоящему богатые) семьи статистика не учитывает. Верхняя граница доходов, которые она берет в расчет, — примерно по 80 – 90 тысяч рублей в месяц на каждого человека. Весьма прилично, но для Петербурга вовсе не заоблачно. Бюджеты семей этой категории увеличились за год на 4 %.

Нижняя планка доходов — 18 – 19 тысяч в месяц на человека. Такой бюджет позволяет говорить о малообеспеченности семьи. В этой группе доходы за год выросли на 11 %.

В области все гораздо скромнее. Обеспеченные семьи имеют теперь по 47 635 рублей в месяц на человека (рост за год на 0,5 %). ­Малообеспеченные — по 12 969 ­рублей (рост на 3 %).

Два соседних региона отличаются не только размером семейных бюджетов. Похоже, что в городе увеличение доходов произошло из‑за повышения пособий и пенсий. А в области — за счет активизации граждан, их стремления улучшить свое положение, опираясь на собственные силы.

Откуда такой вывод? Из данных Пенсионного фонда. В Петербурге уменьшилось число работающих пенсионеров. То есть граждане в возрасте решили, что им выгоднее сейчас уволиться и оптом получить все недополученные за годы работы прибавки к пенсии.

По мнению ряда сотрудников ПФР, переход пенсионеров из «работающих» в «неработающие» нередко явление временное. Пройдет полгода после увольнения, пенсионер начнет получать индексированную пенсию и, если посчастливится, какие‑то разовые прибавки, а затем… вновь устроится на работу. Быть может, на ту самую, откуда он уходил.

В области, наоборот, многие пенсионеры вошли в категорию работающих. Кроме того, уменьшилось число безработных. Те и другие начали получать заработную плату, и статистика сразу заметила это.

Цены и тарифы в последние годы, разумеется, росли (и расти будут): на транспортные услуги, жилищно-коммунальные, на продукты и прочие товары. Однако удивительно: если посмотреть на доли расходов семейного бюджета, то за последние четыре года они изменились вроде бы не так уж критично.

Медленно-медленно росли расходы на продукты (с 21,2 до 27,7 % семейного бюджета). Петростат утверждает, что в конце прошлого года в семьях с низким доходом в Петербурге на еду тратили по 6025 рублей в месяц на человека, в области — по 4393 рубля. А в группе обеспеченных — более чем вдвое больше: в городе — по 12 810 ­рублей, в области — по 10 539 рублей.

Со статистикой, конечно, не поспоришь. Но что‑то в этом раскладе заставляет насторожиться. Получается, что каждый член семьи, которая считается обеспеченной, «наедает» на 427 рублей в день? А как же разносолы? Или семья обходится макаронами ­по‑флотски и яичницей? С малообеспеченными и вовсе неприглядная картина: 200 рублей в день на человека. И еще 83 копейки. Тут уж речь может идти о голых макаронах — без «по‑флотски».

Самая большая доля расходов сейчас приходится на непродовольственные товары. В Петербурге — 35,6 % от дохода на каждого, в Ленобласти — 33 %.

Доля расходов на различные услуги за четыре года росла умеренно: с 22 % дохода на человека до 29,5 %. Здесь все: от ЖКХ до бытовых услуг и транспорта.

Вообще‑то, судя по волнению, которое испытывает среднестатистический гражданин при словах «транспорт» и «ЖКХ», можно подумать, что это именно то, что в наибольшей степени портит ему жизнь. Но статистика с такими эмоциями не согласна. Она учитывает, что, к примеру, скачок стоимости проезда на городском транспорте был существенно смягчен разнообразными льготными программами: от «пенсионных» до «Подорожника» с его поездками «по оптовым ценам».

Ну и тарифы ЖКХ росли не слишком фатально. В Петербурге: в 2018 году — на 5 %, в ­2019-м — на 4,3, в 2020-м — на 3,5, в ­2021-м — на 3,3%. Нынешний июль отмечен 5‑процентным повышением. При этом городские власти не преминули отметить, что в стране зарегистрирована инфляция на уровне 16,4 %. Так что повышение цен в ЖКХ почти символичное.

Интересная ситуация с алкоголем. Здесь особенно заметна разница между семьями с разной степенью обеспеченности. Слабообеспеченные в городе на спиртное стали тратить на 4 % больше прошлогоднего (в среднем по 220 ­рублей в месяц), в области — на 19 % меньше (95 ­рублей в месяц). Стоит, очевидно, разъяснить, что речь идет не о странных напитках за 220 или 95 рублей за бутылку, а именно о средних показателях. Если семья раз в полгода купит коньяк за полторы тысячи рублей, стало быть, в месяц она потратила 200 ­рублей. Что касается небедных семей, то они теперь тратят на алкоголь: в Петербурге — 974 рубля в месяц (на 23 % больше, чем годом ранее), в области — 640 рублей (на 8 % больше).

Какой-никакой рост доходов и относительно небольшие перемены в процентном соотношении расходов, увы, не означают, что уровень жизни вырос или даже остался прежним. Статистические данные констатируют, что за год-два резко уменьшилась доля того, что именуется «прочими расходами»: в среднем с 24,9 % семейного бюджета до 4,1 %.

Это именно те средства, которые семьи тратили на путешествия, загорание на южном пляже, новую крышу дачного дома, «лишний» смартфон или дорогой подарок. Так что ныне мы «проедаем» что‑то очень важное, без чего более-менее полноценная жизнь превращается в существование «от зарплаты до зарплаты».

#доходы #зарплата #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7212) от 18.07.2022 под заголовком «Посчитаем деньги в чужих карманах».


Комментарии