В Никарагуа состоялись президентские и парламентские выборы

В Никарагуа, маленькой центральноамериканской стране с населением чуть более 6 миллионов человек, на прошлой неделе состоялись выборы президента, совмещенные с парламентскими выборами. Они не прошли мимо мировой общественности, но оценки народного волеизъявления в этой стране были полярны и резко политизированы.

В Никарагуа состоялись президентские и парламентские выборы | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Напомним, что свой звездный час Никарагуа переживала в конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда повстанцы из Сандинистского фронта национального освобождения, свергли в 1979 году сорокалетнюю диктатуру клана Сомосы и стали при помощи СССР строить в стране социализм с «никарагуанским лицом». Одним из руководителей повстанцев был молодой революционер Даниэль Ортега, ставший впоследствии первым президентом страны. Считается, что приход сандинистов к власти в результате вооруженного восстания был последней классической народной революцией ХХ века. Она породила огромные надежды не только в Центральной, но и во всей Латинской Америке. Известный аргентинский писатель Хулио Кортасар назвал свою последнюю прижизненную книгу «Никарагуа, беспощадно нежный край». Следует отметить, что с самого своего рождения правительство сандинистов было враждебно встречено на Западе, прежде всего в США, но всячески поддерживалось социалистическим лагерем во главе с Советским Союзом.

Вариант построения собственного социализма у сандинистов отличался от достаточно авторитарного кубинского режима, хотя советники с острова Свободы помогали молодому правительству в вопросах здравоохранения, государственного и военного строительства. Тем не менее Никарагуа стала сразу строить социально ориентированную смешанную экономику, национализации подверглась лишь собственность, принадлежавшая бывшему диктатору Сомосе и его ближайшему окружению. Достаточно либеральной была и политическая система, в которой кроме сандинистов существовали и свободно действовали и другие политические партии, в том числе оппозиционные. Кстати, Ортега и его партия полностью вкусили плоды этой системы, проиграв в 1990 году парламентские выборы и уйдя почти на 16 лет в оппозицию.

Возвращение Ортеги и сандинистов во власть состоялось в 2006 году, тогда он стал президентом во второй раз, а его партия снова получила большинство в парламенте. Больше «руль страны» Ортега и сандинисты никому не отдавали. Прошедшие четырнадцать лет в развитии страны эксперты оценивают как противоречивые. Экономика Никарагуа развивалась достаточно стабильно, показывая высокие темпы роста, а вот в политике внутри страны стали нарастать авторитарные мотивы, власть начала подавлять оппозицию. При этом налаживались отношения с левыми правительствами Латинской Америки, Россией. Власти Никарагуа в 2008 году первыми признали независимость Абхазии и Южной Осетии. В том же году Ортега посетил Москву с официальным визитом, в 2014-м в Манагуа с официальным визитом побывал Владимир Путин.

Нынешние президентские выборы 75-летний Даниэль Ортега (он выступал в тандеме со своей супругой Росарио Мурильо, претендовавшей на пост вице-президента) выиграл более чем убедительно. Супружеской паре досталось 75% голосов избирателей. За кресло президента боролись еще пять кандидатов, наиболее известными из них были представитель Либеральной конституционалистской партии Уолтер Эспиноса и лидер Никарагуанской партии христианского пути Гильермо Осорно, участвовавший в президентских выборах еще в 1996 году. Западные наблюдатели отметили, что список оппозиционеров, которые могли бы составить конкуренцию Ортеги, оказался неполным, так как летом усилиями власти были отстранены от выборов наиболее перспективные из них, в частности, дочь бывшего президента страны Виолетты Барриос де Чаморро Кристиана Чаморро. Оставшиеся на «политическом плаву» оппозиционеры были разобщены, попытка выставить единого кандидата против «вечного Ортеги» не удалась, да и, по мнению социологов, нынешняя оппозиция не имеет опоры в массах, поскольку воспринимается гражданами как часть традиционного политического класса.

Одновременно с президентскими в стране проходили парламентские выборы. Ход голосования, согласно официальным данным, контролировали от всех политических сил, участвовавших в выборах, а также более 200 независимых наблюдателей, в том числе из России, Абхазии, Южной Осетии, США, Великобритании, Германии, Испании, Франции и стран Латинской Америки. Серьезных нарушений процесса народного волеизъявления они не отметили. Всего кроме сандинистов в этих выборах приняли участие еще шесть политических сил.

Интересное новшество никарагуанской избирательной системы: от одной партии в президенты и вице-президенты страны должны баллотироваться обязательно лица разного пола, а во всех списках кандидатов в депутаты от партий опять же обязательно мужчины и женщины должны быть представлены поровну. Впрочем, все эти гендерные новшества не очень повлияли на итоги голосования – сандинисты уверенно победили всех своих оппонентов, набрав около 74% голосов избирателей, главная оппозиционная сила – либеральная партия – получила лишь 10%, остальные отстали намного.

Эксперты отмечают, что очередная победа Даниэля Ортеги и его партии была связана не только с усилением авторитарных тенденций в стране, слабостью оппозиции, но и с определенными успехами, которые экономика Никарагуа показывает в условиях пандемии. Согласно докладу Всемирного банка, в нынешнем году рост ВВП страны будет составлять 5,5%, это неплохой показатель, особенно в сравнении с теми цифрами, которые демонстрируют соседи по региону. Центральный банк Никарагуа сообщает, что повышение ВВП обусловлено ростом экспорта, увеличением денежных переводов никарагуанцев, работающих за границей, доходностью от иностранных инвестиций, которые, как ожидается, превысят 1,2 трлн долларов, хорошим темпом вакцинации и другими факторами.

Реакция западных стран на выборы в Никарагуа не стала сюрпризом. В числе первых голосование раскритиковал президент США Джо Байден. «То, что президент Никарагуа Даниэль Ортега и его жена, вице-президент Росарио Мурильо, организовали сегодня, было пантомимой выборов, которые не были ни свободными, ни справедливыми и, безусловно, не были демократическими», – отмечено в заявлении американского лидера, опубликованном Белым домом.

А вот официальная позиция России прямо противоположная. Президент РФ Владимир Путин поздравил Даниэля Ортегу с победой, а глава МИД Сергей Лавров заявил, что считает неприемлемым решение США не признавать итоги выборов в Никарагуа и осуждает его. Как отметил Лавров, Россия направляла на выборы наблюдателей от Госдумы, Совета Федерации и ЦИК; по их свидетельству, выборы прошли организованно, в полном соответствии с законодательством Никарагуа.


#выборы #президент #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7054) от 19.11.2021 под заголовком «Демократия по-сандинистски».


Комментарии