В Москве определят «Мастера гостеприимства»

29 и 30 октября в Москве пройдет финал конкурса туриндустрии «Мастера гостеприимства». Посмотрим, что незаурядного предложат петербургские участники.

В Москве определят «Мастера гостеприимства» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Конкурс статусный: Общенациональный союз индустрии гостеприимства заручился поддержкой президентской платформы «Россия – страна возможностей», в оргкомитете – замы министров, руководители федеральных агентств, президенты ассоциаций турбизнеса.

Заявок поступило – почти 21 тысяча, участники – абсолютно не обязательно работники туриндустрии. Как говорит Антон Сериков (руководит направлением по взаимодействию с партнерами на платформе «Россия – страна возможностей):

– Вообще очень тяжело провести черту: где заканчивается туризм и начинается «не туризм». Например, в нашем конкурсе участвуют учителя. Они каждый год возят школьников по разным маршрутам, у них есть опыт создания детских туров. В конкурсе участвуют бизнесмены, которые имеют опыт строительства, опыт открытия различных магазинов – и понимают, что, например, торговля пойдет успешнее, если рядом происходят какие-нибудь туристические события.

Конкурс стартовал год назад, полуфиналы проходили в Сочи, Ялте, Туле, Уфе, Самаре, Салехарде, Пятигорске, Калининграде; иркутский из-за неблагоприятной эпидситуации в регионе был в онлайне. И всему конкурсу где-то на середине пути пришлось сделать кульбит: пандемия дала под дых самой туриндустрии, надо было переосмысливать концепцию.

Впрочем, как говорит президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Грант Бабасян, ключевые проблемы (чтобы их проработать, конкурс и затевался) по-прежнему актуальны.

Первая – мало компетентных кадров. Это стало особенно очевидно, когда в регионы из-за закрытия границ активнее потек «внутренний турист» – а в региональных, муниципальных администрациях обычно нет отделов, которые прицельно занимались бы туризмом. В лучшем случае он идет в довесок к спорту, молодежной политике или культуре.

– На административных должностях очень мало кадров, которые понимают, что такое индустрия гостеприимства, – комментирует Грант Бабасян. – Обычно на такую должность ставят человека, который «вроде бы немножко в этом разбирается». Но у него не хватает опыта и компетенций. Наша задача – сделать так, чтобы на эти позиции встали ребята с опытом. Чтобы на конкурсе их увидели и заметили власти регионов.

Вторая проблема – дефицит оригинальных проектов.

– Очень часто регионы в этом смысле похожи друг на друга, – продолжает Антон Сериков. – Стандартные программы по развитию туризма в регионе, стандартные события, стандартный День города с салютом и группой организаторов, которая кочует с места на место. На конкурсе мы видели действительно интересные идеи.

Один из экспертов конкурса, путешественник и телеведущий англичанин Джон Уоррен предполагает, что мы несколько небрежны именно потому, что в России очень много всего:

– Я часто рассказываю: у нас в Англии лес по сравнению с вашим не очень богат. Какой-нибудь дикий цветок вырастет, так хранитель леса его за 10 метров обходит: «Не дай бог в мою смену помрет!». А здесь зашел в лес – подошвы красные, я не мог через бруснику пробраться! У вас такая большая страна, что если в одном месте цветков не станет – можно вроде бы дальше пойти, там цветки еще есть. А это отношение неправильное. К счастью, оно меняется, я вижу это.

Джон считает, что любой туристический проект должен быть «устойчивым» – в том смысле, что опираться на устойчивое развитие, не чисто потребительское.

Гендиректор платформы «Россия – страна возможностей» (там более 20 федеральных проектов) Алексей Комиссаров вспоминает, как несколько лет назад бежал Байкальский марафон. Ледовый:

– Много лет этот марафон проходит под девизом «За чистоту Байкала». И его организаторы все делают так, чтобы приезжающие проникались этой темой. Это пример туристического маршрута, который направлен не только на развлечение.

С конкурсом «Мастера гостеприимства» сотрудничает Минприроды и экологии РФ. Как говорят устроители – в министерстве «ищут правильных людей для работы в заповедниках. Они потом будут писать новые стандарты, новые правила, которые повлекут за собой смену культуры потребления, чтобы сфера предоставления услуг была максимально экологичной».

...В финал прорвались 200 человек. Два дня они будут лично и в группах выполнять задания и представлять свои идеи.

30 октября объявят 50 лучших. Они получат образовательные сертификаты, стажировку в органах госвласти и ведущих компаниях, а главное – деньги на развитие проектов.

#туризм #конкурс #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6795) от 29.10.2020 под заголовком «Заходи, гостем будешь».


Комментарии