В ловушке карантина. Проблемы мигрантов может решить только работа

Апрель изменил в нашей жизни очень многое. И прежде всего - мироощущение людей, серьезно пошатнув уверенность в себе и своем будущем. Молодые крепкие ребята с образованием и опытом, имеющие вполне себе «кормящие» специальности, - верстальщики, дизайнеры, айтишники и т. д. - вдруг оказались не у дел. Без работы. Потому что трудились в сферах туризма, гостеприимства или общепита - тех самых, что пали под карантинным ударом первыми.

В ловушке карантина. Проблемы мигрантов может решить только работа | Фото: Pixabay / Free-Photos

Фото: Pixabay / Free-Photos

За бортом

Самые беспечные, не накопившие на «черный день», начали освобождать съемное жилье первыми, перебираясь обратно под родительское крыло (по данным местной компании недвижимости, спрос на рынке долгосрочной аренды в Петербурге упал на 60% по сравнению с серединой марта). На родине у этих внутренних мигрантов перспективы тоже не слишком хороши: вакансий в регионах, как правило, куда меньше, чем в городах-миллионниках.

Что же говорить о мигрантах внешних, вдруг оказавшихся на чужбине без работы, денег, еды и крыши над головой? Ведь у них сейчас нет даже этой возможности - вернуться на родину...

Поддержка нужна миллионам

По данным МВД РФ, сегодня в России находятся 2,5 млн легальных трудовых мигрантов, получивших патенты на работу. Их доля на рынке труда составляет чуть более 2,5%. Больше всего граждан Узбекистана (1,014 млн) и Таджикистана (0,507 млн). Если верить уведомлениям от работодателей, число трудоустроенных в России граждан Киргизии - около 353 тысяч. И примерно каждый пятый трудовой мигрант из этой страны остался без работы в РФ из-за ограничительных мер, введенных нашими властями в борьбе с пандемией, сообщила на днях госслужба миграции Киргизской Республики. Работы лишились те, кто трудился на стройках, в кафе и ресторанах, в промышленной сфере, а также в клининговых компаниях. Если предположить, что такая же ситуация - у трудящихся в нашей стране узбеков и таджиков, то мы получаем как минимум полмиллиона молодых, активных, но крайне незащищенных в нашем обществе и оставшихся без средств к существованию людей из числа легальных гастарбайтеров.

По оценкам независимых экспертов, в России до последнего времени было 10 - 12 млн трудовых мигрантов. Часть из них успели уехать (либо не успели приехать на летний сезон) до закрытия границ, так что к началу пандемии коронавируса их осталось примерно 7 - 8 миллионов. В этом случае армия потерявших работу и не имеющих никакой поддержки со стороны своего или принимающего государства и общества может составлять 1,5 - 1,6 миллиона.

Невеселая альтернатива

Криминализация этой армии практически неизбежна, если иностранцы не начнут работать и получать зарплату в самое ближайшее время. Как неизбежна и ответная реакция - мигрантофобия у местного населения, о которой мы в Петербурге в последние годы как-то подзабыли. Но все аргументы местных о том, что рабочие места нужны своим, что поддерживать потерявших работу иностранцев в сегодняшних условиях - непозволительная роскошь, легко разобьются о суровую реальность: огромное количество людей, наших в настоящее время соседей, могут оказаться на грани выживания, без возможности получить помощь или уехать домой. И они будут вынуждены спасать себя и семьи любыми способами. Массовый криминал в случае потери работы миллионами мигрантов станет серьезным вызовом для Росгвардии и МВД, говорят политологи. «Трудовые мигранты, мимо которых прошли меры поддержки населения, предложенные правительством, могут быть поставлены в условия, когда они будут вынуждены совершать преступления для удовлетворения базовых потребностей, - считает политолог Михаил Делягин. - Это может привести к межнациональным конфликтам».

Сразу оговоримся: несмотря на тревожные ожидания экспертов-социологов и политологов, серьезного роста мигрантской преступности у нас пока не наблюдается. По крайней мере в официальной статистике. Очевидно, секрет - в ее медлительности. На сегодня органами правопорядка опубликованы данные лишь за январь - март текущего года, а стало быть, новые «коронавирусные» тенденции пока никому не известны. За первые три месяца текущего года в Петербурге было совершено 11 528 преступлений, в том числе 658 (или 5,7%) - иностранными гражданами, 618 (5,3%) - выходцами из стран СНГ.

Шаги навстречу

Надо отметить, что государство сделало серьезные шаги навстречу попавшим в карантинную ловушку иностранцам. Согласно опубликованному в апреле президентскому указу, на период с 15 марта по 15 июня 2020 года им автоматически продлеваются разрешения жить и работать в России, а работодатели смогут брать мигрантов на работу независимо от наличия действующего патента. Это касается легальных гастарбайтеров, у которых в этот период закачивается действие разрешительных документов. Не забыты и нелегалы: пребывание в стране иностранных граждан с решениями судов об их выдворении продлевается по причине закрытия границ и приостановки авиасообщения - до тех пор, пока не возобновятся трансграничные перемещения.

Кто окажет помощь?

Это, конечно, очень важно. Но такие послабления мало помогут, если у людей нет работы и денег на еду. Раньше мигрантам-азиатам можно было хотя бы в мечетях помощи попросить, но сейчас и те закрыты. А недавняя попытка предпринимателя с Апраксина двора накормить земляков (он организовал бесплатную раздачу продуктов у молельной комнаты на Сенном рынке) закончилась экстренным закрытием всей торговли и задержанием благотворителя. Все из-за того, что в нарушение всех противоэпидемических мер у одной продуктовой лавки образовалась толкучка. Какая уж тут социальная дистанция... «Организатор массового мероприятия, приведшего к скоплению около 200 людей в период пандемии, был оперативно установлен и доставлен в полицию, а рынок закрыт, - объяснила действия коллег-силовиков пресс-служба ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. - В отношении нарушителя полицией составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ («организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»).

Впоследствии, в ходе судебного заседания бедняга пояснил, что он правоверный мусульманин и решил помочь своим соотечественникам, которые голодают, и что цели организовывать массовое скопление граждан у него не было. Октябрьский районный суд привлек неудачливого благотворителя к административной ответственности - ему выписали штраф 1 тыс. рублей...

Вопросы пропитания лишившихся средств к существованию земляков взяли в свои руки национально-культурные общественные организации и объединения города. Наборы продуктов и предметов индивидуальной защиты комплектуют в Российско-сирийском центре культурно-делового сотрудничества и почетном консульстве САР. Волонтеры сирийского центра раздают их или доставляют тем, кто на самоизоляции, - людям старшего возраста, семьям с детьми, инвалидам. В состав набора помимо овощей, бакалейных изделий, консервов и сладостей входят продукты национальной кухни. По словам зам. председателя межрегиональной общественной организации «Общество граждан сирийского происхождения» Ваддаха Ал-Джунди, обратиться за помощью и получить продуктовый набор может каждый нуждающийся.

Представительство Республики Дагестан в Петербурге совместно с дагестанскими общественными организациями (благотворительным фондом «Инсан», культурно-просветительским центром «Дагестан», «Содружеством молодежи Дагестана») проводят благотворительные акции «Продукты в каждый дом», доставляя нуждающимся жителям Петербурга и Ленинградской области продовольственные наборы - мясо, муку, гречку, рис, макароны, сахар, подсолнечное масло, соль, чай и печенье (заявки принимаются по телефону 8-963-245-55-23). «Среди нуждающихся в помощи жителей города и области не только уроженцы нашей республики. Мы не делим их по национальности и вероисповеданию», - говорит руководитель дагестанского молодежного направления Зайнодин Расулов.

Таджикским семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывает гуманитарную помощь благотворительный фонд «Баракат» («Благословение»), созданный в апреле этого года координационным советом таджикской диаспоры Петербурга и Ленинградской области. Представители пяти таджикских национально-культурных объединений (диаспора представителей памирских народов «Памир», Санкт-Петербургская общественная организация «Аджам», Санкт-Петербургское общество дружбы российского и таджикского народов «СОМОНИЕН», союз помощи в сохранении культурных национальных традиций, содействия укреплению семьи, защиты прав женщин и детей, вовлечения женщин в общественную и экономическую деятельность «Женщины мира» и «Молодежное общество студентов Таджикистана в Санкт-Петербурге» - МОСТ) при поддержке Генерального консульства Республики Таджикистан в Петербурге собирают и доставляют людям продукты и предметы первой необходимости. Уже около двухсот семей и десятки студентов получили такую помощь. Как сообщили в КС таджикской диаспоры, до окончания срока самоизоляции и карантина всем нуждающимся будут продолжать оказывать помощь (с волонтерами фонда можно связаться по телефонам: 8-952-217-72-84 или 8-965-088-44-44).

#работа #карантин #мигранты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6688) от 28.05.2020 под заголовком «В ловушке карантина».


Комментарии