В Ленобласти начнут производить «зеленый» водород для продажи в Европу
Нынешний год в Ленобласти прошел под знаком развития «зеленой» энергетики и создания передовых производств, работающих на основе экологически чистых технологий.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Так, в регионе началось создание технопарка, где будет налажено производство «зеленого» водорода для продажи в Европу, а также продукции без выбросов углекислого газа. В самом технопарке разместятся как действующие производства, которые уже близки к выпуску продукции с нулевым углеродным следом, так и новые предприятия. Кроме того, область готова продавать технологии по снижению углеродного следа в страны, которые еще не научились этого делать.
Напомним, что летом на ПМЭФ было подписано соглашение с «Роснано» о реализации на территории региона пилотного проекта создания углеродно-свободной зоны. Был определен комплекс мероприятий по внедрению технологий, направленных на снижение выбросов парниковых газов в жизненном цикле производства промышленной продукции. Также углеродно-свободная зона предполагает внедрение технологии «зеленой» переработки и утилизации ТБО, возобновляемых источников энергии, электротранспорта и технологий энергоэффективности.
О декарбонизации и «зеленой» энергетике говорили и осенью на балтийском региональном инвестиционном форуме BRIEF,21. Причем дело здесь не только в абстрактной заботе о нашем светлом и чистом будущем, но и в сегодняшних бизнес-интересах. Ленобласть сейчас является крупнейшим экспортером, на ее территории расположены масштабные логистические комплексы. Но, чтобы сохранять этот статус, нужно быть готовым к «зеленому переходу» в Европе. Ведь уже через несколько лет Евросоюз будет вводить пошлины на продукцию с высоким углеродным следом. И чем меньше наши компании будут выбрасывать углерода в атмосферу, тем более конкурентоспособной останется их продукция.
«Идеальный способ производить продукцию – с помощью «зеленой» энергетики: ветропарков, солнечной, гидро- и атомной энергетики. Поэтому мы собираемся далеко продвинуться в этом, в частности, готовы стать пилотной площадкой для создания свободной углеродной зоны», – неоднократно подчеркивал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
Сегодня на территории региона уже запланирована реализация нескольких инвестиционных проектов по строительству ветропарков суммарной мощностью 265 МВт. В этом списке «Энел Россия» («дочка» итальянской компании Enel). На побережье Финского залива в районе поселения Большая Ижора планируют построить ветропарк «ТГК-1». Еще один проект компании «ВЭС Свирица» уже строится. Его запуск планируется в 2023-м. В этом году на этой площадке проводились орнитологические исследования с целью предотвратить нанесение ущерба перелетным птицам. Также ведутся активные переговоры с инвесторами, заинтересованными в развитии «зеленой» энергетики и приобретении «зеленой» энергии напрямую от ветропарка.
Кроме того, на предприятии «Сименс Технологии Газовых Турбин» успешно собирают гондолы ветроустановок для Азовской ВЭС и Кольской ВЭС. Перспективным направлением является и создание микро-гидроэлектростанций для производства «зеленого» водорода. На обширной сети рек в Ленобласти уже работает восемь таких гидроэлектростанций, и это только начало.
Как уже отмечалось, в регионе уделяют большое внимание внедрению на производствах инновационных решений. Уже есть практический опыт тех, кто начал внедрять технологии передового производства, например, компании Nokian Tyres, «Термекс», «Сименс».
В октябре на заводе «Роквул» в Выборге стартовал инвестпроект по расширению производства. На новой линии будет использована низкоуглеродистая технология электрического плавления, что позволит вдвое сократить выбросы углерода на предприятии. Компания планирует инвестировать около 17 млрд рублей в расширение мощностей в Выборге, а также в модернизацию оборудования и технологических процессов на других российских площадках.
Как показывает практика, основная сложность в производстве водородного топлива – логистика. У Ленобласти с этой точки зрения есть преимущество. Сухопутным путем конечный продукт можно поставлять в соседнюю Финляндию. А Финский залив дает возможность осуществлять морские поставки топлива в Германию, Данию, Швецию, Польшу, Прибалтику.
Еще одно немаловажное преимущество – прямой доступ к трубопроводам «Северного потока». По предварительным расчетам, стоимость транспортировки водорода морским транспортом или по трубопроводу составит от 1 до 2 долларов за 1 кг на 1000 км без учета расходов на создание инфраструктуры.
К слову, согласно разработанной Минэнерго РФ концепции развития водородной энергетики, к 2024 году экспорт экологически чистого водорода из России вырастет до 1 млн тонн, принося производителям доходы в размере до 3,3 млрд долларов. К 2035 году поставки водорода достигнут 2 – 7 млн тонн с доходом до 21,1 млрд долларов. В целом к 2030 году Россия нацелена занять 20% мирового рынка водорода.
Причем производить «зеленый» водород для экспорта в Европу будет выгодно именно в России. Сейчас методом электролиза воды в нашей стране «зеленый» водород можно выпускать по 4 доллара за 1 кг, а в Азии эта цифра увеличивается до 8 долларов за 1 кг.
Остается добавить, что в перспективе в Ленобласти планируется создание карбонового полигона. Инициатором проекта выступает СПбГУ. В данный момент происходит подбор земельного участка и формирование команды проекта. Сейчас в стране действует три таких полигона. Третий только что появился в Калининградской области. Всего должно появиться 14 таких площадок.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7067) от 08.12.2021 под заголовком «На пороге «водородной» эры».
Комментарии