В Грузии опять неспокойно. С чем связаны политические волнения в стране?

Последний осенний месяц нынешнего года стал богат на политические волнения в разных странах мира. Чили, Боливия, Иран, а вот теперь и Грузия.

В Грузии опять неспокойно. С чем связаны политические волнения в стране? | Иллюстрация DVARG/shutterstock.com

Иллюстрация DVARG/shutterstock.com

Акции протеста проходили у здания парламента страны в Тбилиси начиная с 14 ноября. Усилиями местной полиции вроде бы удалось успокоить вышедших на эти митинги людей. Но, скорее всего, не до конца.

Все 36 главных «бузотеров», задержанных в ходе акций протеста, через четыре дня были освобождены до возобновления судебного процесса. Похоже, самым жестким наказанием для них станет денежный штраф. Однако грузинская оппозиция вовсе не собирается прекращать митинговую деятельность, а, напротив, грозит добиться своего - заменить состав центральной избирательной комиссии и провести досрочные парламентские выборы, причем по новой - пропорциональной - системе.

Собственно говоря, эта система и оказалась камнем преткновения между властью и оппозицией. Формальным поводом для массового протеста стал проваленный парламентом Грузии проект поправок в конституцию, согласно которому парламентские выборы 2020 года должны были состояться по пропорциональной системе. Как известно, нынешняя избирательная система в стране - смешанная, пропорционально-мажоритарная. По новой же конституции, принятой парламентом в 2017 году и вступившей в действие после президентских выборов 2018-го, переход на чисто пропорциональную избирательную систему должен произойти в 2024 году. Однако под давлением акций протеста, инициированных оппозицией в связи с визитом в Тбилиси летом этого года Сергея Гаврилова, который в ранге президента Межпарламентской ассамблеи православия должен был провести здесь сессию МАП, власть пошла на уступки. Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили выступил с инициативой введения пропорциональной системы уже к выборам 2020 года и проведения этих выборов с нулевым избирательным барьером.

Тогда инициатива Иванишвили сыграла роль «пламегасителя» и смогла несколько ослабить протест оппозиции, переведя ее в режим диалога с властями по вопросам реформирования избирательного законодательства. Предложение перейти к пропорциональной системе и ввести нулевой барьер положительно оценили почти все, но за исключением целого ряда сторонников и соратников нынешней власти. А именно - нынешних мажоритариев. Они отказались от поддержки разработанного правящим большинством законопроекта. В итоге на пленарном заседании 14 ноября спорный проект поправок в конституцию набрал лишь 101 голос, тогда как для утверждения требовалось еще как минимум 12 голосов. Такой поворот событий оппозиция расценила как целенаправленные действия, заранее запланированный обманный ход властей и в ответ созвала своих сторонников на проспект Руставели, где расположен парламент страны.

Утром 18 ноября представители грузинской оппозиции заблокировали это здание, разбив перед входами палатки. Цель - не дать пройти депутатам правящей партии «Грузинская мечта - демократическая Грузия». Нескольких депутатов, попытавшихся тем утром попасть на свои рабочие места, демонстранты освистали и прогнали. А накануне перед зданием главного законодательного органа страны прошла многотысячная акция протеста. Ее участники принесли палатки, а также повесили на ворота парламента цепи и замок. Они добиваются отставки правительства и досрочных парламентских выборов по пропорциональной системе.

Характерно, что с этими требованиями выступили около 20 грузинских партий, то есть почти все разнородные оппозиционные силы - от «Национального движения» бывшего президента страны Михаила Саакашвили до главного его политического противника экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе и возглавляемой ею партии «Единая Грузия». Все они объединились против правящей «Грузинской мечты» и неформального главы государства Бидзины Иванишвили.

Пока руководство республики не демонстрирует желания уступать требованиям оппозиции. В свою очередь мэр Тбилиси генеральный секретарь «Грузинской мечты» Каха Каладзе сообщил на брифинге, что его партия не пойдет на досрочные выборы, и призвал оппозиционеров подготовиться к выборам, запланированным на будущий год. Он также заявил, что за протестами стоит Михаил Саакашвили и его сторонники, стремящиеся вернуться к власти.

Тем временем представительства США и ЕС призвали участников политических процессов в Грузии к диалогу. В их совместном заявлении в то же время подчеркивается, что причиной протестов стало невыполнение обещания правящей партии о переходе на пропорциональную систему, и посольства США и ЕС поддерживают право граждан Грузии на мирные демонстрации. О необходимости найти общий язык между представителями властей и оппозиции ранее заявляла и президент страны Саломе Зурабишвили.

Эксперты не склонны преувеличивать возможности оппозиции, несмотря даже на то, что она объединила в своих рядах, казалось бы, всех недовольных нынешней властью. Так, например, считает грузинский политолог председатель «Общества Ираклия Второго» Арчил Чкоидзе. По его словам, ноябрьские митинги продемонстрировали достаточно незначительный мобилизационный потенциал оппозиционеров. «У здания парламента Грузии было максимум пять тысяч человек. При этом людей привозили из регионов. Потом там осталось максимум 200 - 300 человек. Внутри страны нет реального протеста, во всей Грузии проживают около четырех миллионов человек, а вышли на протест несколько тысяч. Это очень мало», - подчеркивает эксперт.

По мнению Чкоидзе, даже если власти объявят о досрочных выборах, то «большинство все-таки возьмет «Грузинская мечта». В то же время политолог предупреждает, что если оппозиционный протест получит финансовую и организационную подпитку с Запада, то для грузинской власти наступят непростые времена.

По мнению заместителя декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрея Суздальцева, риторика в пользу оппозиции может быть признаком того, что в Вашингтоне решили сделать ставку на смену власти, хотя сейчас, по мнению политолога, для администрации Дональда Трампа Грузия особого интереса не представляет. В то же время, как считает эксперт, гипотетический приход к власти оппозиционеров может ухудшить отношения Грузии и России. «Мы понимаем, оппозиция - это радикально настроенные антироссийские лидеры. И если они придут к власти, то и так в общем-то плохие отношения с Грузией еще больше ухудшатся», - считает Суздальцев.

#Грузия #акции протеста #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6577) от 28.11.2019 под заголовком «В Грузии опять неспокойно».


Комментарии