В деревне Ватнаволок построили копию финского концлагеря для малолетних узников

Эта история уже приобрела несколько скандальный оттенок: в деревне Ватнаволок Кондопожского района построили копию финского концентрационного лагеря для малолетних узников, какие были устроены во время оккупации Карелии в ходе Великой Отечественной войны. Высоченный забор, сторожевые вышки, бараки... Сооружением объекта занимался фонд «Открытые возможности», получивший на проект президентский грант. Фонд планирует проводить в лагере программу «Патриотические выходные» для подростков.

В деревне Ватнаволок построили копию финского концлагеря для малолетних узников | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Блогосфера сразу же запестрела ерническими и издевательскими заголовками типа «Для школьников построили бутафорский концлагерь». Бурная дискуссия развернулась в сетях: уместно ли подобным способом заниматься патриотическим воспитанием? Мол, зачем заниматься бутафорией, если в Карелии есть реальные памятные места, до которых властям и дела нет! В Петрозаводске до сих пор стоят дома, в которых был лагерь № 5, в них живут люди. И нет никакой мемориальной доски.

– Я ничего не имею против музея как такового, но всегда буду против ролевых игр и шоу на костях, – говорит краевед Евгений Балашов. – На мой взгляд, это бутафория, а не музейный комплекс. Возможно, предполагается, что от такого зрелища в детских душах возникнет ненависть к оккупантам и, как следствие, – любовь к Отчизне. Этот пропагандистский ход отлично работал в условиях казарменного социализма, но едва ли уместен сегодня, когда источников информации хоть отбавляй.

Противоположная сторона сразу же обвинила оппонентов в цинизме, лицемерии и двойных стандартах, уверяя, что музей в деревне Ватнаволок должен стать примером для других подобных реконструкций – как мемориал исторической трагедии, который может быть не обязательно из гранита...

Кстати, стоит напомнить, как эта история началась. Несколько лет назад был снят художественный фильм «Весури» (продюсер – известный актер Александр Тютрюмов), как раз и посвященный судьбам детей в финских концлагерях.

– Официально эти лагеря назывались переселенческими – туда свозили русское население c оккупированных финскими войсками территорий Карелии и Ленинградской области, – рассказал Тютрюмов. – Условия там были чрезвычайно тяжелые, смертность – очень высокой. Моим родным удалось там выжить... Бабушке было лет двадцать пять, дяде четыре года, маме пять лет. Как и сотни других жителей Подпорожья, их насильно погрузили в эшелоны и отвезли в лагерь в Петрозаводск. Там взрослые занимались лесозаготовками, разгрузкой барж и другими тяжелыми подневольными работами. А дети помогали по хозяйству. 

Я спрашивал у мамы, какое ее самое яркое воспоминание о том времени? Она ответила: постоянное чувство голода...

Декорации, оставшиеся после фильма, и было решено превратить в своего рода «парк живой истории», которые сегодня очень популярны.

– Тема оккупации советской Карелии финнами в период 1941 – 1944 годов по-прежнему в большой степени замалчивается в Финляндии в связи с ее неудобностью для официальной финской пропаганды, – отмечает историк Баир Иринчеев, директор Военного музея Карельского перешейка в Выборге. – В России эта тема вообще малоизвестна и слабо освещена. В этой связи создание музея, посвященного оккупации, можно было бы только приветствовать, если он сможет нейтрально и беспристрастно осветить эту тему.

#история #музей #концлагерь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «Бутафория или музей?».


Комментарии