В Белоруссии прошло голосование по внесению поправок в Конституцию

В минувшее воскресенье завершилось голосование по внесению поправок в основной закон Республики Беларусь. По идее, всенародный плебисцит должен был подвести черту в противостоянии власти и части населения, недовольной как политической системой, сложившейся в стране, так и личностью Александра Лукашенко, бессменно «рулящего» Белоруссией уже несколько десятилетий.

В Белоруссии прошло голосование по внесению поправок в Конституцию | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Проходить через национальные референдумы для Белоруссии не впервой. Страна пережила такие голосования в 1991, 1995, 1996 и 2004 годах. Первый референдум, в котором участвовали белорусы, был всесоюзным — в 1991 году они вместе с жителями других республик Советского Союза решали вопрос о сохранении СССР. И хотя по его результатам Белорусская ССР хотела остаться в составе единого государства даже больше, чем РСФСР (82,7 % белорусов против 71,3 % россиян), история распорядилась иначе.

С тех пор с предложениями высказать свое мнение по важным государственным вопросам к белорусам обращался исключительно Александр Лукашенко. Очередной референдум он инициировал всего через год пос­ле избрания на первый президентский срок в 1994‑м. Вопросы на голосованиях в 1995 и 1996 годах так же, как и теперь, касались поправок в конституцию. Однако за внешней формой фактически скрывался выбор государственной политики Белоруссии — Лукашенко реализовывал свою политическую платформу.

Правда, в последние полтора десятилетия интерес Александра Григорьевича к улучшению конституции угас. Он продолжал говорить о необходимости ее усовершенствования, но дальше слов дело не продвигалось. Однако накануне президентских выборов 2020 года Лукашенко сообщил, что подготовка к пересмотру конституции начата, но пока предложенные ему два варианта нового закона его не устраивают. Эксперты сделали вполне закономерный вывод — изменять конституцию Александр Григорьевич особо желанием не горит и если и будет это делать, то ее «шлифовка» должна произойти после президентских выборов, с учетом их результатов.

Все, казалось бы, кардинально изменилось после того, как по итогам президентских выборов, на которых «батька» победил, по официальным данным, набрав более 80 % голосов, вспыхнули массовые протесты, которые продолжались несколько месяцев. В этой ситуации Лукашенко решил использовать идею конституционной реформы в качестве своеобразного «амортизатора» протестного движения. Впрочем, справедливости ради отметим, что оппозицию в конце концов остановило вовсе не обещание Лукашенко переписать конституцию, а его твердость и жесткость в подавлении протестов, а также позиция России, поддержавшей белорусского лидера в сложную для него минуту. В пользу этого тезиса косвенно говорит и тот факт, что специальная комиссия под руководством председателя конституционного суда, которой поручили подготовку проекта изменений к основному закону, была создана только в марте 2021 года, когда все протестное движение фактически свелось к нулю, а его лидеры оказались либо в тюрьме, либо за границей.

Как бы то ни было, через четыре месяца из недр комиссии вышла первая версия проекта, которую Лукашенко, по традиции, отправил на доработку. В конце того же года появилась «исправленная и дополненная» версия, вынесенная на всенародное обсуждение, а в начале нынешнего года был опубликован тот вариант, который и вынесли на голосование.

Заметим: если на начальном этапе изменения в конституции рассматривались в качестве одного из рычагов для ослабления протестного движения, то на последних ее этапах эта задача фактически исчезла вместе с протес­тами и оппозицией. Теперь главным стало обезопасить транзит власти, сделать его с юридической стороны удобным и предсказуемым. При этом нужна была конституция более универсальная, чтобы она работала и с другими президентами. С такой задачей Александр Лукашенко, похоже, успешно справился. Правда, в этом ему в какой‑то степени повезло. Запад явно отвлекся от белорусской тематики из‑за событий на Украине, а заграничная оппозиция в лице Тихановской без идеологической и финансовой поддержки ее зарубежных кураторов с задачей превращения общенародного референдума в общенародный антилукашенковский митинг, как это оппозиция намеревалась сделать, явно не справилась.

Ключевых поправок в конституции несколько. Самая главная — закрепление в основном законе статуса всебелорусского народного собрания (ВНC), которое существовало в политической системе страны еще с 1996 года, но все это время не имело четкой нормативной основы. Теперь же этот орган становится конституционным и будет собираться не реже раза в год, чтобы утверж­дать основные направления внут­ренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности страны, предлагать изменения в конституцию и проведение республиканских референдумов, а также вводить чрезвычайное положение «в случае бездействия президента». Право назначать и увольнять председателей и судей конституционного и верховного судов, которое забрали у президента, тоже передано ВНС. Причем как именно будут назначаться члены ­собрания, пока неизвестно — закон об этом должен быть разработан в течение года после референдума. Документом предусматривается, что президент может быть смещен с должности всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Следует упомянуть еще несколько существенных изменений в конституции Белоруссии. Отныне правление президента страны будет ограничено двумя сроками, и ему запрещается издавать декреты, имеющие силу закона. А вот парламент станет избираться не на четыре, а на пять лет. Расширяются полномочия и премьер-министра, впервые в стране вводится должность уполномоченного по правам человека. В конституции закреплена теперь и такая формула: «брак — это союз женщины и мужчины».

Глава ЦИК Белоруссии Игорь Карпенко заявил в минувший понедельник, что за поправки в конституцию на референдуме проголосовали почти две трети граждан, а значит, решение принято. «За принятие изменений и дополнений в конституцию Республики Беларусь проголосовали 65,16 % участников референдума, внесенных в списки для голосования. Против — 10,07 %», — сообщил Карпенко. Согласно законодательству, решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовали более половины граждан, включенных в списки участников референдума. По словам Карпенко, общее число граждан, включенных в списки участников референдума, составило 6 815 667 человек. По предварительным данным, участие в нем приняли 78,63 % граждан, включенных в списки для голосования, то есть респуб­ликанский референдум считается состоявшимся. Принятое на нем решение вступит в силу через десять дней после официального опубликования, то есть 10 марта.

Чего добился Александр Лукашенко, проведя референдум по конституции? Прежде всего он формально-юридически легализовал белорусские власти в целом и свою власть в частности. Причем сделал это в максимально удобной для себя форме. Да, действительно, согласно поправкам, один и тот же человек может занимать президентский пост не более двух сроков, но эта позиция начинает работать только после вступ­ления в должность вновь избранного главы государства, то есть Лукашенко после истечения нынешнего срока в 2025 году имеет возможность руководить Белоруссией еще 10 лет.

Для экс-президентов в конституции заложены особые гарантии безопасности. При этом никто — помимо Александра Лукашенко — не может занимать несколько должностей одновременно. Лукашенко же по предложению ВНС вправе оставаться и президентом, и председателем собрания. А вот кандидаты в президенты для их регистрации в таком качестве должны последние 20 лет прожить в Республике Беларусь и не иметь вида на жительство за границей — такое требование лишает шанса баллотироваться многих оппозиционеров, покинувших страну из‑за угрозы репрессий.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: президент Белоруссии еще раз показал оппозиции и заодно Западу свою политическую непотопляемость. Народ встретил изменения в конституции спокойно, можно сказать, даже апатично, но это в нынешней ситуации в стране для действующей власти не так уж и плохо.


#Белоруссия #референдум #поправки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 39 (7122) от 04.03.2022 под заголовком «Обновили конституцию».


Комментарии