В Антарктиду отправится новый зимовочный комплекс для российских полярников

Могучие модули, примкнувшие друг к другу, как вагоны поезда, стояли на лапах-опорах. Кажется, вот-вот раздастся команда режиссера, и в проеме невиданного сооружения появятся астронавты, обживающие далекие планеты, но... Это не павильон киностудии, а площадка Опытного завода строительных конструкций, расположенного под Гатчиной, где был создан новый зимовочный комплекс (НЗК) российской полярной станции «Восток». Журналистам его показали в собранном виде. А через месяц этот футуристический полярный городок разберут и отправят по морям-океанам в Антарктиду, к 200-летию открытия которой он и возник.

В Антарктиду отправится новый зимовочный комплекс для российских полярников | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Представьте: за окнами минус семьдесят градусов и сутками не утихает свирепая пурга, а до ближайшего места, откуда может прийти, если понадобится, помощь, без малого полторы тысячи верст. Ну и каким в этих условиях должен быть дом? Правильно, очень надежным, теплым и в то же время достаточно легким, чтобы его смогли доставить сюда издалека, преодолевая метровые ледяные торосы.

Советские инженеры решили эту задачу блестяще: полярная станция «Восток», сделанная ими из утепленных алюминиевых щитов, прослужила более полувека. Причем не на побережье Антарктиды, где погодные условия все же легче, а рельеф не такой сложный. Нет, в глубине материка, в районе Южного геомагнитного полюса нашей планеты.

Конечно, эти жилые и служебные домики, построенные в 1957 году, капитально ремонтировали, и не раз, новсему есть предел. К настоящему времени коммуникации там обветшали, станция пришла в аварийное состояние, ее занесло снегом выше кровли, и поддерживать там тепло стало совсем уж непросто. Не сказать, что российские власти махнули на нее рукой, но денег из бюджета каждый раз выделяли ровно столько, чтобы протянуть еще хотя бы год-другой. А полярники терпеливо ждали...


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Надежда на перемены забрезжила у них в 2014 году, когда экс-глава Минприроды РФ Сергей Донской, посетив эту станцию-старушку, заявил, что обеспечивать геополитические интересы нашей страны на Шестом континенте без новой программы научных исследований не получится. А прежде нужно модернизировать все пять круглогодичных и столько же сезонных антарктических полевых баз России. Росгидромет, отвечающий за «полярную» науку, взялся было за дело, но дальнейших телодвижений сверху, увы, не последовало.

Прошло еще несколько лет, и в преддверии юбилея открытия Антарктиды о необходимости обновить созданную там отечественную инфраструктуру заговорили вновь. На заседании попечительского совета Русского географического общества, состоявшемся в его петербургской штаб-квартире под председательством президента РФ, прозвучало сообщение о проектировании (на средства одного из членов этого совета, главы крупной российской компании) НЗК станции «Восток».

Вот тогда-то, весной 2019-го, вся эта работа, проводимая в рамках государственно-частного партнерства, по-настоящему и началась. В августе того же года правительство РФ утвердило «дорожную карту» по созданию НЗК. К тому времени стали появляться черновые проектные документы: взяв за основу проект, разработанный немецкой компанией Ramboll, специалисты основательно его переделали, подтянув к отечественным нормам и требованиям.

Чуть позже зимовщики подготовили недалеко от «Востока» фундамент для НЗК, уплотненный снеговой пласт толщиной метра три. Станция стоит ведь не на скальных грунтах, как в Арктике, а возвышается на громадном (около 3,4 тыс. м над уровнем моря) ледяном массиве, потому-то воздух там сильно разрежен, словно в горах. По всей трассе санно-гусеничного маршрута между конечной его точкой и побережьем материка, куда приходят раз в год грузы, были созданы топливные схроны, а на станцию доставили жилые домики для строителей.

К весне этого года подготовительные работы завершились. А к концу августа всего за три месяца была выполнена контрольная сборка «внука» старой антарктической станции. Причем компания «Запсибгазпром», выбранная в качестве генподрядчика (подобные объекты она уже строила на островах Русской Арктики), монтировала это сооружение, получая готовые чертежи «с колес». Работы велись на территории гатчинского завода, который, по словам главы 47-го региона Александра Дрозденко, единственный в России имеет опыт изготовления блочно-модульных конструкций для полярных районов.

Окинуть взглядом эту махину, стоя вблизи, впрочем, невозможно. Два симметричных мощных крыла НЗК простираются на 142 метра, а два из пяти его модулей, смонтированных по центру, взметнулись к небу выше обычной пятиэтажки. Правда, еще потому, что этот комплекс стоит на прочных трехметровых опорах, внутри каждой из которых будет помещен механический (гидравлика тех свирепых морозов не выдержит) домкрат.

Для чего? Во-первых, пояснили специалисты, чтобы при подвижке снежного «грунта», который будет проседать, устанавливать на одном уровне все части нового полярного городка: два жилых блока, хозяйственный отсек, лабораторию и гараж. А во-вторых, когда станцию начнет заносить снегом, она приподнимется, несмотря на 2,4 тыс. тонн своего веса, позволив убрать заносы, и плавно опустится на прежнее место.

Ничего особенного в этом нет: такой метод уже опробован на зарубежных полярных станциях вроде французско-итальянской «Конкордии» в Антарктиде. Но это едва ли не единственное, что роднит с ними новый российский «Восток», отмечает Константин Кондратьев, главный инженер генподрядной компании.

Он ведет за собой журналистов, поднявшихся по внешней лестнице в сдвоенный жилой модуль, состоящий из двух этажей (не считая «подбрюшья», где проложены коммуникации). Если снаружи НЗК представляет собой сооружение, которое трудно с чем-то сравнить, то внутри все здесь, кажется, обыденно-просто. Будто мы оказались в отеле, где все помещения, правда, компактные, а интерьеры исполнены в ярких оранжево-желтых цветах. В двух центральных корпусах НЗК будут жить ученые и технический персонал: 15 человек в зимний сезон и до 35 летом, когда одни, отработав, еще не уехали, а другие прибыли им на замену.

Мы идем мимо столовой, заглядываем в уютные жилые комнаты, рассчитанные на одного-двух полярников. Операторы бросаются снимать для телесюжетов привлекательные картинки: фитнес-центр, сауна, медицинский блок. Здесь есть операционная, поведали нам, но, если врачам потребуется консультация, они ее получат, пообщавшись в режиме видеоконференции с коллегами на большой земле.

Сегодня никого этим, однако, не удивить. А вот о системах жизнеобеспечения, созданных с многократным запасом прочности, наш провожатый говорит с нескрываемой гордостью. Ведь больше восьми месяцев станция в Антарктиде изолирована от внешнего мира, и даже если судно снабжения по каким-то причинам не сможет когда-то прийти, новый «Восток» будет иметь двухлетний запас топлива и продуктов.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Все его системы основаны на использовании энергоэффективного «железа» (оборудование тут, кстати, почти полностью отечественное) и безотходной технологии, продолжает Кондратьев. Скажем, вода, полученная из растопленного снега, будет проходить через девять ступеней очистки и циркулировать по кругу, направляясь на разные нужды.

Сердце полярной станции, энергоцентр, состоит из четырех дизель-генераторов, каждый мощностью 200 кВт, и двух резервных. Хотя обеспечить энергией НЗК площадью 25 тыс. кв. метров мог бы один - при низких теплопотерях и особой ее конструкции: по всему периметру корпуса между стенами и обшивкой ляжет толстый слой утеплителя (80 см), превратив его в «термос». А на обогрев воздуха внутри станции будет направляться тепло, вырабатываемое станционными дизель-машинами.

При этом подрядчик уверен, что материалы, из которых сделана станция (легированная сталь), смогут выдерживать, не теряя своих свойств, свирепые морозы. Представители ведущих научных организаций России, отбирая образцы, протестировали их при температурах до минус 100 градусов. Но это очевидное требование, а вот многие другие параметры создатели комплекса прописали в документах, учитывая рекомендации петербуржцев, сотрудников Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Прежде всего тех, у которых за плечами не одна зимовка вблизи Южного полюса.

Какой будет научная антарктическая программа, формируемая с учетом ввода нового лабораторного модуля, сказать пока трудно. Но Александр Макаров, директор ААНИИ, уверен, что, когда современный «Восток» начнет действовать, ученым удастся расширить исследования и взаимодействие с коллегами из других стран в рамках новых международных проектов.

Для начала нужно разобрать зимовочный комплекс, примерно за месяц, на составные части. Каждый из пяти его модулей состоит из пронумерованных элементов тех же размеров, что и морские контейнеры, чтобы удобнее было транспортировать и собирать. В октябре этот «трансформер», а также тягачи и крановая техника отправятся через один из петербургских портов в дальний путь, причем на нескольких судах (один из них - атомный лихтеровоз «Севморпуть»).

А дальше - строго по графику. Вся партия груза осядет на береговой базе российского сектора Антарктиды в районе полярной станции «Прогресс». Затем санно-гусеничный поезд (около 20 тягачей, несколько арктических вездеходов «Буран» и специальные платформы на лыжах) за три-четыре ходки доставит к «Востоку» части нового комплекса, и команда монтажников, поселившись во временном жилом городке, начнет его собирать. Но не весь, а сколько успеет за короткое полярное лето, которое длится там с конца ноября до начала февраля.

Так за три сезона сотрудники «Запсибгазпрома», которым предстоит стать полярниками, намереваются полностью собрать НЗК, провести там пусконаладку и ввести его в строй.

#Антарктида #полярники #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6758) от 08.09.2020 под заголовком «На полюс - из Гатчины».


Комментарии