Укротят ли строптивого? Брюссель хочет наказать премьер-министра Венгрии

В прошедший понедельник истек срок, отведенный венгерским властям на то, чтобы дать ответ на претензии Евросоюза. От премьер-министра Виктора Орбана в Брюсселе требовали реформ систем правопорядка и госзакупок, дабы деньги, выделяемые из казны ЕС, по мнению брюссельских чиновников, не исчезали бесследно. Сторонники главы правительства в свою очередь говорят о покушении на венгерский суверенитет и винят во всем тайные силы, стоящие за руководством Евросоюза.

Укротят ли строптивого? Брюссель хочет наказать премьер-министра Венгрии | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

В конце июля Еврокомиссия дала Будапешту последний месяц «на устранение причин вышеназванной обеспокоенности ЕК», который благополучно истек 22 августа. Если Венгрия не выполнит поставленные условия, Брюссель попросит правительства стран ЕС заморозить часть средств, которые Будапешт должен был получить в рамках бюджета Евросоюза на период 2021 – 2027 годов, сообщают западные СМИ.

Самый ненавистный чиновник ЕС для команды венгерского премьера ныне — это еврокомиссар по бюджету Йоханнес Хан. Именно за его подписью было направлено письмо правительству Орбана, где изложены претензии Брюсселя. Главные из них две: надо реформировать систему государственных тендеров, в результате которой сейчас деньги Евросоюза зачастую осваивает только узкий круг компаний, приближенных к власти, и уменьшить влияние прокуратуры, увеличив полномочия судов. А в целом ЕС недоволен многими реалиями Венгрии. Там не нравится и политика правительства в области СМИ, и слабый контроль оппозиции за деятельностью власти, и разного рода особые правовые режимы, дающие Орбану такие полномочия, которых у премьер-министра в парламентской республике, по мнению Брюсселя, не должно быть. И, конечно же, есть претензии к внешнеполитическому курсу официального Будапешта.

Орбан с оговорками присоединяется к антироссийским санкциям, всякий раз стараясь использовать переговоры по ним для того, чтобы выбить какие‑либо уступки своей стране. Впрочем, письмо Хана связано с конкретным вопросом: расходованием Венгрией денег, выделяемых из бюджета ЕС. Еще в апреле Еврокомиссия задействовала «механизм верховенства права» в отношении Будапешта — так называется порядок приостановки выделения средств Евросоюза. К огорчению Орбана, подобные вопросы не решаются единогласно. Если бы это было так, Будапешт мог рассчитывать на поддержку кого‑либо из стран, которые явно или не очень поддерживают «своенравие» Венгрии, скажем — Польши. Однако в данном случае за введение санкций достаточно высказаться не менее чем 15 из 27 стран ЕС, что гораздо проще. В этом случае Венгрии не достанутся средства на модернизацию государственной инфраструктуры, она потеряет деньги из фонда восстановления экономик стран ЕС после пандемии. Это в общей сложности несколько десятков миллиардов евро.

Для того чтобы достичь договоренности с ЕС, в Брюссель поехал представитель венгерского правительства — министр регионального развития и использования фондов Евросоюза Тибор Наврачич. Он в недавнем прошлом был еврокомиссаром и считается опытным переговорщиком. Наврачич давал весьма оптимистичные комментарии относительно перспектив заключения договоренностей по деньгам ЕС. Он утверждал, что до конца года по крайней мере часть спорных вопросов будет так или иначе урегулирована. Однако в западной прессе давались другие, более пессимистичные, оценки: Венгрии прочили сомнительную славу первой страны, которую отлучат от бюджета ЕС.

На оптимистический лад не настраивали и громкие, мягко говоря, идущие вразрез с тем, что принято именовать европейскими ценностями, заявления, которые делались за месяц Орбаном и его сторонниками. Так, в июле премьер-министр заговорил о вреде иммиграции, назвав достоинством венгров то, что они «не смешанная раса». А в воскресенье близкий соратник Орбана, член правящей партии «Фидес», спикер парламента Венгрии Ласло Кевер стал обличать тайные силы, якобы определяющие политику ЕС. «Частные глобальные корпорации, обычно находящиеся вне Европы, хотят превратить Европейский союз в Соединенные Штаты Европы, в такую федерацию и даже, скорее, в империю, в которой все нынешние национальные государства ЕС, включая Словакию и Венгрию, полностью потеряли бы самоопределение и свободу действий», — сказал он, выступая на фес­тивале венгерского народного творчества в словацком городе Жельезовце.

Кевер не назвал конкретно, какие «глобальные корпорации» имеются в виду. Тем не менее намек слушатели угадали. Венгерские власти опять вернулись к прежде очень любимой Орбаном теме — обличению происков американского миллиардера Джорджа Сороса, кстати, уроженца Венгрии. Его премьер-министр одно время называл «кукловодом» венгерского оппозиционного движения. О кознях Сороса Орбан стал говорить вновь после получения июльского письма Хана. В начале августа в США на съезде консерваторов он подверг критике миллиардера, назвав его ключевым донором американской Демократической партии, а также Барака Обамы. Орбан призвал «вернуть институты власти в Брюсселе и Вашингтоне» из‑под власти «глобалистов». Правда, при этом он выступает и против широкой власти европейских чиновников. «Для нас Брюссель не начальник. Мы независимая суверенная венгерская нация. Евросоюз находится не в Брюсселе, а в Вене, Будапеште и Варшаве, Берлине и Мадриде», — заявил венгерский лидер.

Свою строптивость и собственное мнение, зачастую шедшие против генеральной линии ЕС, Орбан стал показывать почти сразу, как только впервые появился в брюссельских коридорах власти в далеком 2010 году. Удивительно, но за эти 12 лет ему удавалось в спорах с европейской бюрократией защищать свою собственную точку зрения (к примеру, в вопросах миграции или однополых браков), а также умело отражать обвинения со стороны Брюсселя в нарушении европейских ценностей, принципов демократии и прав человека. Более того, венгерскому премьеру, упорно продвигающему идеологию «нелиберального государства» и стоящему особняком от большинства лидеров содружества, до сих пор удавалось избегать финансового наказания за свою позицию. Но, похоже, в этот раз пострадать за идею ­венграм все‑таки придется, больно уж серьезно за дело наказания взялись Урсула фон дер Ляйен и Кº.


#Венгрия #Евросоюз #Брюссель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (7239) от 24.08.2022 под заголовком «Укротят ли строптивого?».


Комментарии