Укрощение строптивой Британии. Лондон готовится к жесткому брекзиту

Ничем существенным не закончились переговоры по взаимоотношениям между Великобританией и Евросоюзом, которые в течение двух дней вели в Брюсселе британский премьер-министр Борис Джонсон и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Укрощение строптивой Британии. Лондон готовится к жесткому брекзиту | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В минувшую субботу переговоры продолжались до глубокой ночи, однако сколько-нибудь серьезно сблизить свои позиции стороны не смогли – условия, выдвинутые Брюсселем, в Лондоне считают неприемлемыми.

Стороны обнародовали совместное заявление Бориса Джонсона и Урсулы фон дер Ляйен, в котором говорится, что переговоры будут продолжены уже после истечения крайнего срока в воскресенье: «Мы поручили нашим командам посмотреть, может ли быть достигнуто соглашение даже на этой поздней стадии». «По состоянию на сегодняшний момент, боюсь, наши разногласия по некоторым ключевым вопросам еще очень велики. Но надежда умирает последней, и мы продолжим переговоры, чтобы понять, что же мы все-таки можем сделать. Соединенное Королевство уж точно не уйдет с переговоров», – сказал в воскресенье Би-би-си Борис Джонсон.

Главный пункт разногласий – так называемый Level Playing Field, в вольном переводе – «одинаковые правила игры». Суть в том, что Евросоюз хочет, чтобы Британия в обмен на свободный доступ на рынок ЕС и после развода подчинялась правилам Брюсселя относительно государственной поддержки бизнеса, прав наемных работников, экологических требований к производству – в общем, чтобы британские фирмы не получили нечестных, с точки зрения континентальных европейцев, преимуществ в конкуренции. Лондон возражает, что, во-первых, это Британия многие годы проталкивала в ЕС жесткие правила относительно господдержки бизнеса и не собирается их нарушать, а во-вторых, не для того брекзитеры выводят страну из ЕС, чтобы и дальше подчиняться его правилам.

Еще одним камнем преткновения является проблема рыболовства. ЕС настаивает, что, если европейские рыболовы не смогут вести промысел в территориальных водах Великобритании, британская сторона в качестве ответной меры не будет допущена к сбыту рыбной продукции в Евросоюзе. В Лондоне же к уступкам не готовы. Джонсон настаивает на том, что Британия будет самостоятельно решать, кого пускать в эти воды и как регулировать экономические процессы на своей территории. Британская сторона уже сообщила, что на случай срыва переговоров флот страны готов начать борьбу с нелегальным рыболовством. «Наши друзья в ЕС настаивают, чтобы у них было автоматическое право наказать нас или принять ответные меры, если они в будущем примут какой-нибудь новый закон, а мы в нашей стране не будем его выполнять или не примем такой же. Во-вторых, они требуют, чтобы Британия стала единственной страной в мире, не имеющей суверенных прав на свои рыболовные угодья. Я думаю, никакой премьер-министр нашей страны на это не согласился бы», – сказал ранее Джонсон.

Если соглашения так и не удастся достичь, Британия и ЕС перейдут на торговлю на условиях ВТО, то есть с тарифами и квотами. Средний тариф Евросоюза на импорт зерна, овощей и фруктов из стран, с которыми у ЕС нет договоров о свободной торговле, – 11,1%, на мясо – 15,7%, а на молочные продукты – 35,4%. Огромная автомобильная промышленность Британии может попасть под 10-процентные пошлины, что составит около 5,7 млрд евро в год. Но это, конечно, не значит, что британские автозаводы потеряют лишь 5,7 млрд евро: с машинами, которые из-за пошлин будут примерно на три тысячи евро дороже европейских, они могут потерять весь рынок. И, наконец, главная составляющая экономики Британии – индустрия услуг, в том числе финансовых. Лондонский Сити из-за брекзита оказывается полностью во власти Брюсселя и фактически теряет статус финансовой столицы Европы.

Эксперты полагают: несмотря на то что Джонсон и фон дер Ляйен договорились продолжить переговоры, времени для достижения компромисса у них фактически нет. По мнению замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова, выход Великобритании без сделки из ЕС действительно вызовет потребительский кризис. «Британия в настоящий момент довольно сильно зависит от Европы в плане продовольственного снабжения, а также снабжения товарами первой необходимости. Поэтому резкий разрыв отношений чреват коллапсом в сфере потребления», – считает политолог. Он подчеркивает, что в случае невозможности согласовать торговое соглашение стране придется полностью перестроить свое потребление и товарный рынок, что сделать будет крайне сложно. По мнению Шаповалова, выставляя заведомо неприемлемые для Великобритании условия, Брюссель хочет наказать страну за тяжелейший удар по имиджу ЕС, которым стал брекзит.

С такой точкой зрения согласен в целом и колумнист РИА «Новости» Иван Данилов. «Может показаться, что стороны конфликта ведут себя сравнительно нерационально: с точки зрения стратегических интересов Евросоюза создание себе еще одного врага – плохая идея, а уж с точки зрения интересов Великобритании превращение ЕС в вечный источник проблем и сложностей – идея еще хуже. Проблема в том, что на самом деле обе стороны ведут себя рационально, просто руководствуются специфической логикой: Евросоюзу во избежание угрозы повторения брекзита нужно нанести Великобритании максимально возможный ущерб», – размышляет Данилов. По словам эксперта, каждый сюжет о перебоях с продовольствием в Великобритании, если смотреть на него с точки зрения фанатиков евроинтеграции, это агитационный материал, направленный на создание у жителей Евросоюза простого и понятного рефлекса: «Если проголосуете за выход из ЕС, вам нечего будет есть, денег не будет и аспирина в аптеках – тоже».

«Если же смотреть на ситуацию глазами Бориса Джонсона, то все еще проще: предложения по урегулированию выхода Великобритании из Евросоюза, которые позволили бы сохранить какое-то более-менее адекватное экономическое сотрудничество и взаимный доступ на европейский и британский рынки, содержат требование того, чтобы Лондон фактически соблюдал все установки Брюсселя в плане экономического стимулирования (то есть его отсутствия), технических регламентов и элементов регулирования внутреннего рынка труда – во избежание превращения Великобритании в источник более дешевой продукции, которая будет конкурировать с товарами ЕС», – полагает Данилов.

#Евросоюз #брекзит #Лондон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6829) от 17.12.2020 под заголовком «Укрощение строптивой Британии».


Комментарии