Угольные парадоксы. Как отказ от российского топлива скажется на экономике Европы?

В минувшую среду в Евросоюзе вступил в силу полный запрет на импорт угля из России. Соответствующие ограничения были одобрены еще в апреле в рамках пятого пакета санкций ЕС против Москвы. У Евросоюза есть возможность заменить РФ на своем угольном рынке другими продавцами, но теперь сырье будет обходиться гораздо дороже.

Угольные парадоксы. Как отказ от российского топлива скажется на экономике Европы? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

При этом государствам при введении пятого пакета санкций было дано время на расторжение контрактов с Россией и поиск альтернативных поставщиков сырья. «Мы будем продолжать следить за ситуацией, но нет никаких сомнений, что государства — члены Евросоюза будут выполнять это требование в рамках нашей последовательной стратегии в отношении российских энергоресурсов», — заявил 5 августа официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер на брифинге в Брюсселе. Как ранее отмечали в Совете ЕС, ограничения призваны усилить давление на правительство РФ и экономику страны в целом.

Согласно оценке Европейской комиссии, эмбарго должно затронуть примерно четверть всего экспорта угля из России на общую сумму около € 8 млрд в год. По данным Минэнерго РФ, в 2021‑м Москва поставила в Европу 50,4 млн тонн угля. В общей структуре импорта данного вида сырья в ЕС на долю российского топлива пришлось 46 %, о чем свидетельствуют материалы Евростата. При этом в 2020‑м более половины всего импортируемого угля (56 %) Евросоюз завозил из России. На тот момент ключевыми покупателями были Литва и Эстония (100 % поставок шли из РФ), Румыния (99,2 %), Латвия (97 %), Дания (96,6 %), Греция (87 %) и Болгария (84,5 %). Кроме того, высокая доля российского угля была зафиксирована в импорте Хорватии (76 %), Польши (73,6 %), Италии (55,8 %) и Германии (48,1 %).

Кроме стран Евросоюза российский уголь после соответствующего указа Джо Байдена в начале марта был запрещен в США. В апреле об эмбарго объявили Япония и Швейцария. В июле аналогичный запрет анонсировала Великобритания. Однако поставки в большинство этих стран российского угля были несопоставимы по объемам с поставками в Евросоюз. Из таких государств крупным покупателем является только Япония, которая ввезла в прошлом году, по данным базы Comtrade, 19,8 млн тонн на $ 2,58 млрд.

Власти РФ также после объявления Запада об отказе от российского угля начали выстраивать новые пути для экспорта сырья в другие регионы мира. Как сообщают зарубежные отраслевые агентства, одними из крупнейших покупателей угля из России стали Индия и Турция, причем поставки в эти страны растут с каждым месяцем. В мае нынешнего года Россия увеличила поставки угля в Индию на 25 % по сравнению с маем 2021‑го — до 836 тыс. тонн, а в июне — в 1,7 раза, до 1,16 млн т, приводит данные Reuters со ссылкой на агентство по сбору информации на сырьевых рынках Kpler. По данным индийского отраслевого онлайн-ресурса Coamint, в июле Россия экспортировала в Индию 2,06 млн т угля и переместилась с шестого на третье место среди крупнейших поставщиков в стране. По информации внешнеторговой базы ООН Comtrade, импорт российского угля в Турцию в мае вырос на 11 % к аналогичному периоду прошлого года — до 1,03 млн т, а в июне — на 5 %, до 1,73 млн тонн.

Один из нюансов при переориентации угля из РФ на Восток — необходимость продавать его со скидкой. Тем не менее текущие цены на уголь и низкая себестоимость добычи все же позволяют российским угольщикам оставаться с прибылью. В годовом отчете крупнейшей отечественной угольной компании СУЭК говорится, что себестоимость угля в 2020 – 2021 годах составляла $ 14 за тонну. Еще одна трудность при переориентации экспорта — нехватка погрузочных мощностей. В начале апреля вице-премьер Александр Новак говорил, что поставлять топливо в Азию можно не только через Приморье, куда сложно доехать из‑за ограниченных провозных возможностей на железной дороге, но и через порты со свободными мощностями на Черном и Балтийском морях.

Эксперты полагают: для европейцев новая система логистики может оказаться чрезмерной — платить за доставку угля придется в несколько раз дороже, а качество топлива может резко ухудшиться. По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, оперативно заместить импорт из нашей страны европейцам будет достаточно сложно. При этом их основные надежды будут обращены на американские, южноафриканские и австралийские компании. «Европейцам придется оформлять новые соглашения с альтернативными поставщиками, к примеру, из Австралии или Индонезии. Транспортное плечо окажется чудовищным», — полагает эксперт. «Немецким клиентам российский уголь поступает по железной дороге — всего лишь пару тысяч километров. А при доставке из регионов Океании топливо должно будет пересечь полмира, — поясняет аналитик. — Даже навскидку затраты европейских потребителей на приобретение тех же объемов углеводородов взамен российских возрастут с4 млрд до 10 – 15 млрд евро».

По словам Пикина, фактически произойдет заметный логистический парадокс: часть объемов из Южной Африки, Австралии и США, которые до последнего момента поставлялись на азиатский рынок, будут предоставлены Европе, тогда как российские уголь, маршруты экспорта которого в страны Старого Света прокладывались десятилетиями, уйдет покупателям из Азиатско-Тихоокеанского региона.

Близкой точки зрения придерживается эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. «Обновленная схема приведет к увеличению стоимости взаимных контрактов и росту цен как для европейских потребителей, так и покупателей остальных регионов планеты. В связи с этим положение мировой угольной сферы продолжает оставаться крайне неустойчивым. Котировки тонны угля, как и стоимость остальных углеводородов, в последнее время выросли чуть ли не втрое. Если Брюссель будет настаивать на финансовых ограничениях, не задевающих объема поставок, то при возросших ценах запрет коснется лишь трети экспорта российского угля — наши поставки сократятся до 30 – 35 млн тонн. Однако стоимость этих поставок может превысить обозначенные Брюсселем рамки в 4 млрд евро», — резюмирует аналитик.

А вот вице-президент, руководитель отдела энергоэффективнос­ти Центра стратегических разработок Екатерина Кваша полагает, что запрет на ввоз угля из РФ может не только серьезно сказаться на стоимости энергоресурсов в Европе, но и способен изменить структуру баланса выработки электроэнергии в регионе. «На уголь приходится порядка 15 % вырабатываемой в Европе электроэнергии, при этом половину импортируемого энергетического угля составляло топливо из России. Альтернативой может стать, например, уголь из Австралии или Индонезии, но из‑за логистики и общего подорожания этого сырья на рынке стоимость его будет выше. На фоне значительного роста цен на газ и проблем с его поставками (а на него приходится порядка 20 % вырабатываемой электроэнергии) это может привести к еще большему росту тарифов на электроэнергию в Европе», — отметила Кваша. Эксперт заявила, что дефицит ископаемых ресурсов в Европе и невозможность их быстрого замещения возобновляемыми источниками чреваты приостановкой реализации планов по отказу от атомной энергии, в частности, в Германии.


#уголь #санкции #экономика #Европа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7233) от 16.08.2022 под заголовком «Угольные парадоксы».


Комментарии