Участники автопробега «Голубой коридор - газ в моторы» финишировали в Петербурге

Машины неторопливо сворачивали под временную арку, символизирующую, как видно, триумф газомоторного автопрома. Затем плавно разворачивались на площадке перед «Экспофорумом» и выстраивались в ровные ряды. Что говорить, участники российского этапа грандиозного автопробега, проехав 2,7 тысячи километров и финишировав на IX Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ), наслаждались успехом заслуженно. А зрители не зря терпеливо дожидались финиша под непрерывным холодным дождем часа полтора.

Участники автопробега «Голубой коридор - газ в моторы» финишировали в Петербурге | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Понятно, что такие автопробеги, проходящие по маршрутам разной сложности и длины, приносят известность машинам, работающим на сравнительно недорогом и экологичном метане. Прошлогоднее ралли, «прочертившее» территории трех государств (Китая, Казахстана и России), его организаторы - «Газпром» и немецкий энергетический концерн Uniper SE - назвали достойным «Книги рекордов Гиннесса». Протяженность той трассы, завершившейся в Петербурге, напомним, составила 9,8 тыс. км.

Но на сей раз важнее было показать не столько выносливость этих машин, сколько готовность разных стран к сотрудничеству в сфере строительства газотранспортных магистралей, обеспечивающих подобную технику сырьем. Идея была такова: увязать зрелищным мероприятием начальные и конечные точки двух строящихся газопроводов - «Турецкий поток» и «Северный поток-2». А потому нынешний пробег получил двойное название: «Голубой коридор - газ в моторы».

29 августа колонна отправилась в путь по европейскому участку трассы (5,3 тыс. км), стартовав из Стамбула: на этот регион будут преимущественно ориентированы поставки российского газа, который пойдет по первому из двух международных коридоров. Перевалив через Балканы, машины миновали несколько стран и 20 сентября достигли немецкого города Любмина, конечной точки начального этапа, куда после завершения строительства нового северного газового потока начнет поступать скоро голубое топливо.

Участники забега передали эстафету российским водителям, связавшись с ними по видеомосту, и сразу же начался второй этап этой международной гонки. Машины взяли разбег от компрессорной станции «Русская», находящейся рядом с краснодарским городом Анапа, откуда по дну Черного моря проложены две нитки «Турецкого потока».

В первый же день колонна из 18 единиц легковой, грузовой и пассажирской техники (в пути к ним присоединились три участника европейского этапа) по федеральной трассе М4 «Дон» прибыла в Ростовскую область, где реализуется пилотный проект по ускоренному развитию рынка газомоторного топлива. Самый длинный отрезок пути, от Москвы до Великого Новгорода, составил 616 км. Затем по магистрали М11 машины поехали через Ленобласть (регион, который «Северный поток-2» свяжет с Германией) в Петербург, все так же останавливаясь на ночевки и конференции, посвященные «газовой» теме.

«На российскую трассу вышла техника разных производителей, - рассказал корреспонденту «СПб ведомостей» руководитель колонны Роман Канаев, - причем некоторые, скажем, «РариТЭК» или «дочки» итальянской компании IVECO, представили две-три модели. Одни машины участвовали в таком забеге не впервые, для других это была премьера, но испытание все выдержали, обошлось без поломок. Хотя в пути их сопровождал передвижной сервисный центр - так, на всякий случай».

Вместе с ними шел также мобильный заправщик, но и в нем необходимости не было, заметил Роман Канаев, запас хода у машин, использующих компримированный и сжиженный природный газ, довольно большой, до 500 км и выше. В пути они «навестили» 13 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), расположенных главным образом вдоль федеральных трасс, но этой чертовой дюжины им хватило.

К тому же ударить автопробегом по нуждающейся в росте газозаправочной сети смогли и битопливные автомобили, способные переключаться при необходимости с одного вида газомоторного топлива на другой или с метана на бензин. Словом, неприятностей с этой стороны ждать не пришлось. Хуже другое: автопоезд оказался нынче настолько длинным, что в небольших городах терял «хвост», двигаясь через перекрестки: не все успевали пересечь их за один светофорный цикл. А в сопровождении Госавтоинспекции колонна полностью проехала только по Белгородской области...

Впрочем, ничего плохого в пути не произошло, добавил Максим Игнатов из города Миасса, покинувший на финише кабину своего грузовика «Урал-73945» (это одна из машин, двигатель которых рассчитан на компримированный, то есть сжатый, и сжиженный газ, имеющая криогенную емкость и газовые баллоны). Погода вот только не баловала: все время по всему маршруту шел дождь.

Да, за такой техникой будущее, соглашается он: по расходу один кубометр метана, который намного дешевле бензина, соответствует литру обычного жидкого топлива. Плюс выбросы углекислого газа в атмосферу у «метанового» автомобиля, довольно надежного, в два-три раза меньше, чем у бензинового.

Примерно то же самое, хотя и другими словами, сказал, встречая машины на финишной прямой, и Виктор Зубков, специальный представитель президента РФ по взаимодействию с форумом стран - экспортеров газа, председатель совета директоров ПАО «Газпром». По его словам, эта компания готова сделать рывок в расширении сети АГНКС: только в нынешнем году газовики намереваются запустить в работу по всей стране дополнительно 43 такие станции.

Причем команда на ввод в строй трех из них (в Омске, Республике Адыгея и Новгородской области), рассчитанных на транзитную технику и муниципальный транспорт, была дана в ходе видеомоста на ПМГФ-2019. Другое дело, что этот оптимизм эксперты, привлеченные к обсуждению «газовых» проблем на форуме, не разделяют: темпы расширения в России соответствующей инфраструктуры, по их мнению, еще слишком низки.

#автопробег #ралли #Газовый форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6542) от 09.10.2019 под заголовком «Автопробег под газом».


Комментарии