Тверская искра. Провинциальные музеи начинают работать

Жизнь потихоньку возвращается в свою обычную колею. Оживают и маленькие, очень уютные и интересные провинциальные музеи. Наверняка нынешним летом многие туристы в поисках новых впечатлений обратят на них внимание.

Тверская искра. Провинциальные музеи начинают работать | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Мы с теплотой вспоминаем ваши отзывы о наших программах, - говорится на странице тверского музея фотографии «Искра», размещенной в соцсетях. - Надеемся скоро продолжить работу! Если у вас есть планы на это лето, вопросы к нашим экскурсиям и программам, фотошколе - пишите в сообщения сообщества, мы обязательно ответим!»

Моему семейству довелось побывать в этом музее еще в новогодние каникулы. Хотя мы пришли в часы его работы, дверь, к нашему удивлению, оказалась заперта. После настойчивых звонков створка приоткрылась, в проем просунулся недовольный молодой человек и заговорщическим тоном произнес: «Выключите свет в коридоре, тогда я смогу вас пустить. Почему опаздываете? У нас уже пятнадцать минут как работает фотолаборатория!».

Так мы оказались посреди магического действа, знакомого многим по далекому детству: настоящая лабораторная фотопечать в темной комнате, освещенной красным фонарем. Для тех, кто вырос в эпоху цифровой фотографии и не застал подобного, - это настоящее чудо...

В музее фотографии «Искра» такие мастер-классы пользуются большой популярностью. Ведь редко у кого дома сохранились фотоувеличители: уж слишком много места они занимают. А даже если и сохранились, то вряд ли кто-то будет сегодня терпеливо проявлять пленку, разводить проявитель, закрепитель... А затем еще и глянцевать карточки на специальном устройстве.

- Когда-то компания Kodak обанкротилась, потому что не поддержала переход на цифровые технологии. Она была убеждена, что цифровое фото - очередное баловство, мода, которая быстро наберет обороты и так же быстро исчезнет. Но этого не произошло. Весь мир продолжает снимать на цифру, камеры становятся круче и дороже, - говорит создатель музея тверской фотограф Роман Какоткин. - Тем не менее существует и много фотографов, принципиально снимающих на пленку. Это занятие становится модным увлечением, а пленочная камера - неотъемлемым атрибутом едва ли не каждого уважающего себя хипстера.

Многие изумляются: неужели сегодня можно найти фотобумагу и химические реактивы? Можно, просто их выпускают мало, стоят они достаточно дорого. Зачастую дешевле приобретать подобные расходные материалы через Интернет - там можно отыскать старые советские запасы. Срок годности у них до сих пор не кончился...

Роман Какоткин - фотограф с двадцатилетним стажем, член Союза фотохудожников России, участник и победитель международных конкурсов и, кстати, большой ценитель пленочной фотографии. Музей, созданный им, - совсем молодой: он открылся в начале прошлого года. Почему «Искра»? Так назывался известный фотоаппарат, выпускавшийся в первой половине 1960-х годов на Красногорском механическом заводе. Кстати, свое имя он получил в честь подпольной газеты большевиков.

Эта компактная камера всегда была особенно популярной у выездных фотографов. Ее очень удобно было использовать в туристических походах и экспедициях, в курортных местах, на экскурсиях. Снять группу у фонтана или школьный класс на пикнике было делом одной минуты, а все оснащение, в противоположность пленочным зеркалкам, оставалось вполне портативным...

Украшением музея служат репродукции снимков знаменитого дореволюционного тверского фотографа Ивана Александровича Тачалова, потомственного почетного гражданина. Он преуспел в съемке городских пейзажей, которые затем издавались в виде почтовых открыток. Хорошо известны и сделанные им портреты жителей Твери. В объектив мастера с одинаковой важностью смотрят гимназисты, военные, милые барышни, купцы с купчихами, приказчики...

- Фотографии той эпохи были очень трудоемкие, требовали квалификации. Чтобы стать фотографом, нужно было действительно посвятить выбранному делу жизнь. Это было не такое легкомысленное занятие, как сейчас, - говорит Роман Какоткин. - Хороший фотообъектив стоил полторы тысячи царских рублей. А если провести аналогию, то один царский рубль равен примерно тысяче современных рублей. Рабочий до революции получал примерно 15 рублей, фунт хлеба стоил 25 копеек...

В 1915 году Иван Тачалов, как сообщали газеты, «фотографировал прибытие императора в Тверь». Нашел себе место Тачалов и после революции: вместе со своим коллегой Элленгорном он получил монопольное право «фотографировать торжество в честь 1-й годовщины революции». В 1923 году он запечатлел первый рейс тверского автобуса. Спустя пять лет участвовал в выставке, посвященной десятилетию советской фотографии.

Сведения о нем обрываются в 1929 году. Правнучка Тачалова, живущая ныне в Москве, не теряет надежды узнать о его дальнейшей судьбе. Особенно ее радует, что до сих пор во многих тверских семьях хранятся старинные фотографии с логотипом Тачалова...

Впрочем, вернемся к музею. О каждом фотоаппарате из своей коллекции, на создание которой ушли многие годы, Какоткин может рассказывать долго и увлеченно. Есть здесь даже фоторужье, подобное тому, которым пользовался Шарик из Простоквашина. Можно увидеть даже «шпионский» фотоаппарат, глазок которого вставлялся в прорезь пуговицы пальто...

Но, пожалуй, самое главное: музей - это место встреч. Тут проходят лекции по истории фотографии, мастер-классы, киносреды, действует фотошкола.

- Местные жители любят сетовать на скудость досуга в провинциальных городах, а между тем многие у нас так и не были, - сетует Роман. - Туристический же поток в Твери не очень велик. Он оживает лишь в новогодние праздники да в короткий летний сезон. Музею уже год, а выручки пока еще меньше, чем расходов. Приходится часть средств, которые я зарабатываю как фотограф, «перекидывать» на музей. Ведь это хобби, которое не хочется бросать.

В планах Романа - и прогулки по городу в очках виртуальной реальности, и «винтажные» съемки на старинные деревянные фотокамеры. Так что будем надеяться, что из «Искры» все-таки возгорится пламя.

#музей #культура #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6693) от 04.06.2020 под заголовком «Тверская искра».


Комментарии