Труд по новым правилам. Как будет действовать закон об удаленной работе

По оценке главы Минтруда Антона Котякова, в узаконенном с 1 января 2021 года удаленном формате в России продолжают работать около 3,7 млн человек. И хотя после снятия всех ограничений в ведомстве ожидают снижения уровня дистанционной занятости до 2,8 миллиона, уже очевидно: многие из прежде работавших в офисах сотрудников в них не вернутся. Однако и только что вступившие в силу нормы, регулирующие удаленку, вызывают вопросы.

Труд по новым правилам. Как будет действовать закон об удаленной работе | Фото Jens Kalaene/dpa-Zentralbild/ZB/ТАСС

Фото Jens Kalaene/dpa-Zentralbild/ZB/ТАСС

Тема настолько актуальна, что стала одной из основных на состоявшемся недавно Гайдаровском форуме. Выступая на нем, премьер-министр РФ Михаил Мишустин прямо заявил о том, что «если в период коронавируса удаленная работа была отчасти вынужденной мерой, в дальнейшем она будет определяться экономикой». И добавил, что формат удаленки теперь станет развиваться не только в инновационных отраслях, но и в сфере реального производства. А значит, новые нормы кроме программистов или дизайнеров затронут интересы массы специалистов других профессий.

Напомним, закон об удаленной работе вступил в России в силу с января нынешнего года. Он позволяет работодателю заключать с сотрудником договор о постоянной дистанционке, временной удаленке и комбинированной занятости, предполагающей работу как в офисе, так и дома. Новый закон дает работодателю возможность переводить сотрудников на удаленку без их согласия в случае чрезвычайных ситуаций, а также предусматривает право работника быть офлайн. И именно последнее, а также нюансы увольнения, организации связи и обеспечения сотрудников нужным оборудованием уже стали предметом дискуссии.

Вопросов много. Например, в новых нормах написано, что «удаленщика» можно уволить, если он без уважительной причины не взаимодействует с работодателем более двух рабочих дней подряд. Но есть ли перечень причин, которые считаются уважительными? Кто имеется в виду под словом «работодатель» (непосредственный начальник, представитель кадровой службы, владелец)? В каком виде должен быть этот запрос (по электронной почте, в мессенджере, по телефону и пр.)? И достаточно ли для увольнения однократного подобного нарушения?

Ответ на эти вопросы есть: все мельчайшие нюансы организации удаленной работы должны быть прописаны в договоре с сотрудником. К примеру, там необходимо указывать способы его общения с офисом. И теперь это не только телефон или электронная почта, но и мессенджеры: если работодатель укажет, что общение в WhatsApp или Telegram является рабочим каналом связи, по ним тоже может проверяться присутствие сотрудника на месте. Даже в суде в случае трудовых споров стороны смогут опираться на скриншоты такой переписки. И если в течение двух дней без уважительной причины вы не отвечали на сообщения начальника, то можете быть уволены.

«Для этого достаточно однократного подобного нарушения, – говорит Татьяна Нечаева, эксперт по трудовому праву, юрист hh.ru. – Но основанием для увольнения может быть отсутствие взаимодействия только по рабочим вопросам. Если сотрудник не отвечает коллегам, они должны обращаться к его руководителю».

Есть и «подводные камни». Да, формально порядок увольнения будет очень похож на увольнение в случае грубого нарушения трудовой дисциплины по ст. 193 ТК РФ. Работодатель должен запросить у сотрудника объяснения по поводу его отсутствия на месте и может дублировать это требование ценным письмом с описью на адрес регистрации и фактического проживания. А затем составляет акты на каждый рабочий день, когда сотрудник не выходил на связь: в этой процедуре должны участвовать минимум три человека, которые подтвердят, что коллега действительно не взаимодействовал с работодателем.

Важным аспектом при увольнении будет и вина сотрудника. В Трудовом кодексе России этого определения нет, но в постановлении пленума ВС «О применении судами Трудового кодекса» сказано, что работник виновен, если у него нет уважительных причин для ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей.

Тут тоже есть нюансы. «Уважительность причин – оценочное суждение, – комментирует Нечаева. – Работодатель может делать выводы по письменным объяснениям работника». Как это выглядит в жизни? Например, на выходные сотрудник уехал в деревню, но из-за сильной метели не смог вовремя вернуться в город. А там, где он находится, нет мобильной связи и доступа в Интернет, то есть возможности оповестить работодателя о проблеме не было. «Если от работника не поступает никакой информации о причинах его отсутствия, не стоит спешить с увольнением», – рекомендует юрист. И советует сначала разобраться, а потом принимать решение.

Другой спорный вопрос – желание начальника загрузить вас работой в неурочное время. Теперь это возможно только на условии дополнительной оплаты. Но нюанс состоит в том, что параметры рабочего времени тоже должны быть закреплены в договоре. Если там указано, что на дому вы должны трудиться от сих до сих, – юридически за пределами этого времени можете вкалывать только на условиях оплаты сверхурочной работы. Что это означает на практике? Если в договоре написано, что рабочий день длится с 9.00 до 18.00, а работодатель дает поручение в 19.00 – должен платить. А сверхурочная работа, как известно, должна проходить с письменного согласия сотрудника и оплачиваться за первые 2 часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие – в двойном. Правда, в реальности отказать начальнику и требовать с него сверхурочные решатся, скорее всего, немногие.

Разночтения вызывает и смена места жительства работника на удаленке. Казалось бы, сама форма такой занятости предполагает, что трудиться он может где угодно. Хоть в Петербурге, хоть на Занзибаре или Гоа. Какая разница, если свои обязанности человек выполняет в полном объеме? Но нет: Минтруд РФ пока не определился по этому поводу. По словам Татьяны Нечаевой, раньше работодатель не имел права заключать трудовой договор о дистанционной работе с лицами, проживающими за пределами РФ. «Объяснялось это тем, что он не в силах обеспечить безопасные условия труда работникам, находящимся за границей, так как нормы трудового права действуют только на территории нашей страны (ст. 13 ТК РФ)», – поясняет эксперт. А значит, пока все новации касаются только «удаленщиков», которые работают на территории России.

Но даже в этом случае, если в договоре прописан конкретный регион вашей деятельности (например, Петербург и Ленобласть), надолго уехать в Новосибирск или Владивосток вы не сможете. Во-первых, работодателю вряд ли будет комфортно общаться с сотрудником из Владивостока, если режим его рабочего времени установлен с 9.00 до 18.00 по Москве. Во-вторых, могут возникнуть проблемы с качеством связи. А в-третьих, реальный переезд, к примеру, в Мурманскую область или Республику Коми не приведет к выплате северных надбавок, поскольку договор предусматривает вашу работу в Петербурге.

В связи с резким ростом спроса на удаленку появилась и еще одна проблема. Увы, но мошенники уже используют интерес к ней для того, чтобы получать доступ к вашему мобильному банку. Как пояснил Федор Музалевский, директор технического департамента одной из групп компаний, объединяющих профессионалов в области IТ, информационной безопасности и права, потенциальных жертв завлекают весьма привлекательными условиями труда. А для того чтобы получить лакомую удаленную работу, мошенники предлагают скачать и установить приложения, зараженные вирусом: они способны передавать данные, необходимые для доступа к личному кабинету. По словам эксперта, вредоносные программы могут выглядеть вполне легитимными и устанавливаться с официальных ресурсов. Совет простой: не стоит покупаться на подозрительно выгодные предложения. А тем более устанавливать программы, суть работы которых вам неизвестна.

Вывод такой: если работодатель предлагает вам заключить трудовой договор для работы в том или ином формате дистанционного режима, не поленитесь вникнуть в каждую его букву. А лучше – показать профильному юристу, способному выловить всех потенциально опасных «блох». «Это не потребует много времени, но позволит избежать конфликтных ситуаций, – считает юрист Александр Семенов. – Если же вы подпишете невыгодный договор, который теперь может быть и в электронном виде, в дальнейшем играть придется по правилам работодателя».

#работа #профессия #удаленная работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (6848) от 22.01.2021 под заголовком «Удаленка покажет зубы».


Комментарии