Трансформация общества: Вызовы современности

Социолог, бизнес-консультант, специалист по менеджменту организаций, производств и управления персоналом, в международном публичном праве и в европейском праве Евгений ВИЛЬНЕР рассказал нашим читателям о трансформации российского и не только российского общества в сегодняшних реалиях.

Трансформация общества: Вызовы современности | ФОТО Википедии / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / CC BY-SA 4.0

Мы будем говорить об изменениях в мышлении предприимчивых людей, потребителей, а также о юридических последствиях событий на Украине и о бизнесе в международном формате. На смену долларам в обозримом будущем придёт юань. Это очевидно. Сейчас юань торгуется менее выгодно, но это связанно с малой волатильностью данной валюты на международном рынке.

Что случилось с нашим бизнесом? Некоторые предприниматели пошли регистрировать компании в неподсанкционные наиболее ликвидные юрисдикции в зоне ЕАЭС: Армению и Киргизию, для сохранения взаимодействия в первую очередь с Европейскими странами, а некоторые сконцентрировали свои устремления в сторону Китая и Ирана. Причём в китайском разрезе - это и создание в Китае компаний с российским капиталом и просто открытие счетов российским бизнесом в банках Китая, по большей части имеющие свои филиалы в России.

Я не стесняясь скажу, что союз России и Китая это брак по интересам, а не по любви. У России с Китаем давнее стабильное экономическое сотрудничество, которое только усилилось из за событий на Украине. Обеими сторонами были предприняты некоторые попытки резко нарастить товарооборот. Но не все они были реализованы успешно. В плане взаимодействия с Китаем, санкции все же оказали некоторый эффект. Это выражается в снижении морского транспортного потенциала из за снижения или полного прекращения осуществления перевозок крупными логистическими компаниями.

Также санкции, при первом своем появлении, оказали некоторый негативное воздействие на инвестиционную политику Китая в отношении России, но в последствии мы увидели «эффект колибри». Когда власти США в открытую стали оказывать давление на Китай и угрожать ему вторичными санкциями, то есть в открытую и не стесняясь заявляли на весь мир о своей способности нанести Китаю значительный ущерб за поддержку России. Здесь стоит отметить, что существующий рынок Китая в США и Европы имеет размер более полтора триллиона долларов, что обеспечивает уверенный рост экономики Китая, как основного в данный момент участника ШОС. При переориентации на страны ШОС Китай теряет огромный рынок. Для России это означало бы полную остановку импортозамещения на отечественную продукцию и товары. И начало процессов приватизации природных ресурсов нашей страны в пользу Китая.

Мы помним, как проходил процесс приватизации в экономике России в 90-х годах и к чему это привело. Возвращаясь к последствиям введения вторичных санкций США в отношении Китая, хочу отметить последний сценарий последствий переход на внутренний рынок внешне ориентированной экономики Китая, что приведет к резкому падению ВВП.

Но на сегодняшний день Китай показывает свою волю и намерения противодействовать США — лидеру западной коалиции. А США боятся реализовывать свои угрозы в адрес нашего азиатского партнера, потому что на самом деле не могут себе позволить еще одну экономическую войну, тем более с таким сильным оппонентом как Китай. Экономическая война с Россией и так приводит рынки США в состояние паники. И вся эта ситуация результат второго существенного просчета США в санкционном давлении на Россию.

России не пришлось придумывать что-то новое в условиях санкций для противодействия им. Российские власти и бизнес обратились к опыту своего союзника на Среднем Востоке, который уже десятилетия справляется с санкционным давлением запада и к тому же успешно развивается, как экономически, политически, так и в военно-оборонительной сфере.

Все западные санкции в принципе нацелены на снижение экономического потенциала, уничтожение военно-промышленных комплексов, соответственно наступательно-оборонительных возможностей, а в дальнейшем из за угнетения предыдущих сфер через подрыв доверия населения к государственной политике потенциального противника, смене в таких странах основной власти. Задачи запада в отношении России были именно такими. В России мы сейчас наблюдаем, как идет активное сопротивление деструктивному влиянию США и их европейских сателлитов, а также наращивание потенциала в условиях санкций по всем сферам деятельности.

Если присмотреться внимательнее к опыту Ирана, то станет заметно какие именно инструменты противодействия и методы развития в условиях давления из вне являются наиболее эффективными, а какие менее. Какие популярными среди населения, а какие не очень. Я работаю с Ираном более трех лет. Я наблюдал многие важные процессы, как экономические, так и политические, изнутри. Находясь в самом Иране, являясь непосредственно самостоятельным элементом в части экономической среды. Я имею ввиду частный бизнес.

На мой взгляд, это очень молодое и перспективное направление для развития российского и евразийского бизнеса. Иран имеет большой потенциал и перспективу экономического роста. Исламская Республика выгодно расположена географически на карте Средне-Восточного региона. Имеет сильные политические элиты, владеет крупным и серьезным международным бизнесом.

А если говорить о международном бизнесе и Средне-Восточном регионе в целом, в настоящее время происходящее в Афганистане на российский и международный бизнес никак не влияет. Афганский рынок пока закрыт для наших предпринимателей. При этом, если говорить о региональном бизнесе, то стоит заметить, что наши иранские партнёры, особенно компании с государственным капиталом, ведут сотрудничество с афганскими официальными структурами. Особенно это выражено в государственном и потребительском секторе, отвечающем за обеспечение населения товарами первой необходимости и покрывающими основные его запросы. Когда я говорю об основных запросах, я веду речь об электричестве, топливе, строительстве и развитии инфраструктуры. Я смотрю на происходящее в регионе открытыми глазами и вижу светлое будущее. Мне нравится позитивный настрой основных политических и бизнес правильный путь развития международных отношений. И это, кстати, тоже не без участия иранских «агентов».

И в то же время иранцы очень непредсказуемая и необязательная нация, сильно отличающаяся менталитетом от наших граждан. Речь идёт об отношении к новым тенденциям развития. Если в Средне-Восточном регионе они давно наладили влияние, чувствуют себя комфортно, то в отношении со странами ЕАЭС, Иран пока осторожничает. Часто предлагает безопасные и эффективные для себя, но рискованные и не выгодные в конечном итоге экономические проекты для нового иностранного капитала, особенно в торговой сфере малого и среднего бизнеса.

Сотрудничество будет только расширяться и укрепляться. Я в этом абсолютно уверен. А с вхождением Ирана в зону ЕАЭС, Иран и страны Таможенного Союза получат дополнительные таможенные и налоговые преимущества. Произойдет и адаптация многих юридических моментов, влияющих на безопасность и регламентирующих официально процессы взаимодействия. Это также положительно повлияет на экономику всех участников Соглашения и, конечно, сам товарооборот.

Западные страны рассчитывали на создание хаоса в экономике России. Но этого не получилось и Россия реализует свой календарь сделок.

Объём потребности российских потребителей и производственного бизнеса в иранских товарах, товарах Средне-Восточного и Юго-Восточного Азиатского региона резко вырос, период необходимый для реализации потребительских запросов, наоборот, существенно сократился.

Иран стал транзитным буфером не только для международного товарооборота, но и хабом для продажи российских энергоносителей. Российские энергетические компании стали инвестировать в развитие инфраструктуры, добывающей нефть и газ на территории Ирана.

Теперь давайте посмотрим на ближайших европейских соседей Украины: Польшу и Румынию (до сих пор не входит в число государств

Шенгенского соглашения и Еврозоны). Отношение бизнес сообщества Польши и Румынии к происходящему в Украине мало назвать просто коммерческим. Говорить о политических и территориальных амбициях этих государств в отношении Украины много не будем. Здесь и так все понятно. Первая претендует на часть территории, вторая использует ситуацию, чтобы получить членство в ЕС. Давайте лучше поговорим о их попытках наладить сотрудничество с Ираном. Это действительно интересно так как, эти действия выходят за рамки официальной общепринятой политики Европейского Союза в отношении Ирана и действующих против него европейских санкций.

Польша, спустя некоторое время от начала кризиса, а именно с введением пакета санкций ограничивающих морскую логистику российского Нефтехимического сырья, стала предпринимать попытки наладить поставки своей аналогичной продукции в страны Юго-Восточной Азии со своих дочерних химических предприятий, например, в Узбекистане, используя железнодорожную инфраструктуру и крупнейший южный морской порт Ирана Бандар Аббас. Может быть это и совпадение, но лично я сомневаюсь. Активным покупателем этой продукции является, например, Индонезия. Страна, которая столкнулась с топливно-энергетическим и нефте-химическим кризисом тогда, когда были введены санкции в отношении российской нефти. Польша активно кредитует индонезийских потребителей, продавая им свою продукцию «в долг». Откровенные и хорошо отработанные историей методы европейской экспансии в тех же африканских странах. Польша будет заинтересована в затягивании украинского конфликта, продлении санкций в отношении российской нефти, мировом топливно-энергетическом кризисе и как следствие, в нарушении сроков оплаты по таким контрактам поставки. Дальше требование кредитора о банкротстве должника и выкуп его имущества с молотка, либо получение прав на это же имущество через международные суды, находящиеся все в той же Европе.

Теперь немного о Румынии и настроении румынского бизнес сообщества. Здесь ситуация абсолютно другая, но заинтересованность все та же - затягивание вооруженного конфликта в Украине. К сожалению, война всегда приносит разрушения гражданской инфраструктуры. Румынский бизнес активно пытается наладить закупки дешевых строительных материалов в Иране с целью поставки их на Украину для ее восстановления через свою территорию. Здесь принцип простой: купить дёшево, продать дорого. Денег у Украины нет, можно кредитовать. Дальше вступает в силу описанный мной ранее сценарий Польши в отношении Индонезии. Реализации планов румынского бизнеса мешает российский Черноморский флот, так как поставки таких иранских товаров подразумевают отгрузки с портов Грузии и Турции, доставку чёрным морем в порты Румынии. Железнодорожного сообщения от Ирана до Румынии нет, поэтому такой способ доставке априори исключён, хотя он был бы наиболее эффективен.

Что касается настроений в европейском частном бизнесе, то приведу конкретный пример. Некоторые серьёзные европейские производители технологического оборудования, например, из Италии, сейчас осуществляют попытки заново выстроить отношения и даже уже успешно реализовывают бизнес проекты (торговые кейсы) в отношениях с Россией. Это тоже полностью противоречит заявлениям центра ЕС - Брюсселя, и может быть интересно с точки зрения анализа их настроений. Возникает правильная тенденция к выстраиванию заново торговых отношений с российскими потребителями. То есть мы видим, на примере Италии, что европейский бизнес уже устал нести финансовые потери от недальновидной политики проводимой официальным ЕС и США, которая обязательно приведет к банкротству какой-то части европейского частного бизнеса.

Возвращаясь к теме отношения российских граждан к текущей ситуации, то выскажу своё личное наблюдение. Украина давно встала на путь агрессивного деструктивного по отношению к России и россиянам. Я, как патриот своей страны, крайне негативно отношусь к подобным действия украинского высшего руководства. Для украинских политических деятелей и бизнес элит - это всего лишь способ зарабатывания денег и повышения своих рейтингов перед западными властными кураторами. Они рассчитывают получить максимум от своих покровителей в случае успешного развития негативного для России сценария. Но они не учли, что Россия сильнее большинства своих конкурентов, даже если они в коалиции. Россияне не боятся реализации их сценария и не допустят какого-то сверхъестественного или выходящего за статистические прогнозы ущерба себе. Все эти украинские «марионетки» сильно просчитались. Поверьте. Мы все будем свидетелями создания многополярного мира, в котором Россия займёт ключевое значение. А объединенная коалиция России, Ирана и Китая будет отвечать за новый мировой порядок.

#экономика #мир #изменения #развитие #политика

Комментарии