Территория риска. Москва забирает у Петербурга «Красный Бор»

Завершается перевод полигона «Красный Бор» под юрисдикцию министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое затем передаст его в ведение Росатома. Все как и планировалось. В соответствии с распоряжением правительства РФ, имущественный комплекс полигона необходимо принять в федеральную собственность до конца февраля. Смольному осталось вручить федералам последний пакет документов, и Петербург наконец избавится от ответственности за самый экологически опасный объект на Северо-Западе.

Территория риска. Москва забирает у Петербурга «Красный Бор» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Финансирование из федерального бюджета уже идет. По крайней мере работники полигона с недавних пор получают заработную плату из этого источника. Директор «Красного Бора» Алексей Трутнев отметил, что коллектив полностью сохранен, материальное обеспечение осталось на прежнем уровне. Неизменными остаются также функции предприятия.

Граждане нередко путаются в понятиях, требуя от руководства полигона рекультивации, обезвреживания 1,7 миллиона тонн высокотоксичных отходов, накопленных в картах-котлованах. Между тем даже полное название предприятия говорит о том, что рекультивация не входит в его задачу: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона «Красный Бор». Иными словами, сотрудники полигона ныне обеспечивают безопасное хранение содержимого карт - не более, но и не менее.

В прошлом действительно часть карт из числа небольших и наименее опасных была ликвидирована. Их просто засыпали двухметровым слоем глины, сверху - плодородным грунтом, а затем засеяли травой. Так что из 70 резервуаров, в которые СССР, а затем Россия полвека сливали промышленные отходы, остались всего 5. Но их содержимое особенно опасно. Самая большая карта имеет глубину 24 метра и площадь два футбольных поля. Такое не засыплешь глиной. Что же тогда необходимо сделать?

Ответ: теперь это головная боль Минприроды и Росатома.

- Насколько я знаю, в России (да, наверное, и во всем мире) нет опыта рекультивации подобных объектов, - отметил глава городского комитета по природопользованию Денис Беляев. - Так что необходимо разрабатывать отечественную технологию. С этой целью Росатом создает экспертную группу, которая и должна будет предложить выход. Каким он будет, не могу даже предположить. Появится проект, тогда и отвечу подробно.

Тем не менее глава комитета заверил, что весь процесс от начала проектирования до ликвидации полигона займет пять лет. А затем территорию «Красного Бора» озеленят и благоустроят.

Ныне, в условиях достаточно теплого дождливого января, главная работа на полигоне - ликвидация луж, образовавшихся на поверхности понтонов, которыми закрыты карты с опасным содержимым. Под тяжестью воды покрытие может опасно прогнуться. Так что здешние работники методично обходят понтоны и насосами перекачивают воду в бочки.

С большой нагрузкой работают также очистные сооружения «Красного Бора». Их задача - чистить дождевую воду, стекающую со всей территории полигона в специальные пруды-отстойники. Далее отстоявшуюся воду фильтруют и отправляют на установку флотации. В итоге получается чистая вода, которую сбрасывают в природные водоемы, и осадок. По словам сотрудников очистных, этот осадок относится к IV классу опасности. То есть практически безвреден. Его забирает компания, производящая компост и грунт.

За последние пять лет (с тех пор как полигон перестал принимать отходы) здесь сделано многое, чтобы законсервировать объект, по максимуму исключить проникновение опасных отходов в окружающую среду. Тем не менее, по признанию специалистов-экологов, да и самого руководства полигона, он по-прежнему остается источником негативного воздействия на природу и человека.

В первую очередь риску подвержена километровая санитарно-защитная зона. В ее границах расположены глиняный карьер и рекультивированная свалка «Усть-Тосно». Кроме того, здесь же замечены более десятка несанкционированных свалок. В 1,3 километра от полигона находятся поселок Красный Бор и деревня Мишкино. В двух километрах - город Никольское. Такова она - территория риска, которая, будем надеяться, вскоре превратится в территорию безопасной жизни.

#полигон #Красный бор #отходы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (6604) от 16.01.2020 под заголовком «Территория риска».


Комментарии