Темпы развития не остановились. О перспективах пригородных поездов

Пригородные пассажирские перевозки – важнейший элемент транспортной системы не только петербургской агломерации. На Октябрьской магистрали организацией пригородных пассажирских перевозок (с апреля 2006 года) занимается АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК). Помимо Северной столицы и Ленинградской области она работает в Карелии, Мурманской, Псковской и Новгородской областях. Для этих регионов слово «электричка», можно сказать, стало родным и близким, обозначая самый популярный, удобный и наиболее безопасный вид пригородных перевозок. В последние годы в пригородных поездах люди стали ездить больше и дальше. По объемам перевозок СЗППК занимает второе место после Центральной ППК, обслуживающей столичный регион. Об этом говорят цифры. В 2019 году электропоездами СЗППК перевезены более 85 млн пассажиров. Это на 7% больше, чем в 2018 году. С увеличением пассажиропотока начался и 2020 год. Но пандемия внесла большие коррективы в жизнь страны, каждого человека и, конечно, в работу пригородной компании. Об итогах ушедшего года и о перспективах на будущее корреспондент Надежда КОНОВАЛОВА узнала от генерального директора СЗППК Виталия ГРИГОРЬЕВА.

Темпы развития не остановились. О перспективах пригородных поездов | ФОТО предоставлено АО «СЗППК»

ФОТО предоставлено АО «СЗППК»

7EsgNe7XGRg[1].jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Виталий Витальевич, прошлый год был большим испытанием для всех и каждого. Как на вашу компанию повлиял COVID-19? От чего пришлось отказаться?

– Безусловно, прошедший год был тяжелым. Пандемия коронавируса изменила жизнь каждого человека и деятельность каждой компании. С самого начала сложной эпидемиологической обстановки мы строго выполняли предписания Роспотребнадзора, указания и распоряжения президента РФ и правительства РФ. Кроме того, в Петербурге была создана межведомственная комиссия, которую возглавил вице-губернатор Максим Юрьевич Соколов. Также в этот период мы находились в постоянном взаимодействии с ОАО «РЖД».

Субъектами РФ вводились ограничительные меры, связанные в том числе с работой общественного транспорта: оптимизация маршрутной сети, интервальности и времени работы общественного транспорта, снижение объема выполняемой транспортной работы до минимально необходимого.

С конца марта, когда были введены ограничительные меры мобильности населения, пассажиропоток в пригородном сообщении упал на 80%. А размеры движения тогда были скорректированы примерно до 58% по отношению к прошлому году. И хотя населенность поездов составляла 20 – 25%, оптимизировать график больше нельзя было. Это как раз то, о чем вы сказали, сегодня город, да и область существовать без электрички не могут. По мере снятия ограничительных мер, увеличения пассажиропотока восстанавливался и график движения пригородных поездов.

– Кроме сокращения поездов вам пришлось закрывать кассовые окна, временно прекратить работу разъездных кассиров, закрывать турникеты?

– Конечно, все это приходилось делать. На станциях полигона деятельности АО «СЗППК» оперативно осуществлялся пересмотр режима работы билетных касс, турникетных линеек и маршрутов контроля оплаты проезда.

В пиковый период пандемии было оптимизировано количество пунктов продажи на 7%, из 107 – закрыли восемь, кассовых окон на 12%, из 284 кассовых окон закрыли 34.

Мы призывали пассажиров реже пользоваться наличными и оплачивать проезд бесконтактными способами в кассах, терминалах самообслуживания и мобильных приложениях.

Хочу заметить, ни один человек из компании не был уволен. Мы просто не набирали в это время дополнительно людей. У нас не стало сверхурочных часов, и мы сохранили существующий в компании коллектив.

– 2019 год для компании был рекордным – перевезла 85 млн пассажиров...

– Это действительно был лучший результат с 2015 года. На 2020 год у нас тоже были большие планы, да и первые два месяца пассажиропоток был выше показателей аналогичного периода 2019 года. Но в итоге перевозки в наших поездах стали минимальными за последние годы – 62 млн человек, что на 28% меньше результата 2019 года. Однако первые результаты нового года говорят о том, что пассажиры постепенно возвращаются в пригородные поезда.

– Как отразилась эпидемия на финансовом состоянии СЗППК? Кто помогал?

– С 2015 года компания заканчивала каждый год с положительным финансовым результатом. И 2020 год завершили бы с хорошим итогом, но по объективным причинам этого не получилось.

Важно, что в последние годы четко прописаны механизмы работы с администрациями всех субъектов, которые понимают свою значимость в пригородных перевозках. И сегодня со всеми регионами в границах обслуживания АО «СЗППК» договоры на транспортное обслуживание населения в 2021 году заключены.

Также мы постоянно активно взаимодействуем со всеми структурами холдинга «РЖД».

Поддержку оказало и правительство РФ – в части выделения кредитов, согласно постановлениям.

– Какие льготы сегодня имеют пригородные компании?

— С 2011 года действуют льготные тарифы на услуги по использованию инфраструктуры в пригородном сообщении с понижением на 99%. Приказом ФАС России установлен коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров в пригородных поездах на период до 31 декабря 2030 года.

– Тем не менее с нового года тарифы на проезд повысились?..

– Есть рекомендации Минэкономразвития РФ, они устанавливают индексы-дефляторы, которые применяются при установлении цен на оказание услуг естественными монополиями, – не более 3,5%. Органами тарифного регулирования субъектов РФ и установлены тарифы для населения на 2021 год с ростом, не превышающим прогноз Минэкономразвития по инфляции.

– По абонементам действительно дешевле ездить?

– Безусловно. Поездки по абонементам обходятся дешевле от 10 до 20% в зависимости от срока использования. Например, абонемент для однодневных туристических поездок в Царское Село и Павловск позволяет экономить до 18% стоимости проезда по отношению к разовому билету. Также хочу напомнить, что действует скидка 5% при приобретении проездного документа через мобильное приложение. Даже, несмотря на падение продаж билетов, мобильное приложение продолжает пользоваться популярностью. В 2020 году плюс 3% к 2019 году.

– Что все-таки удалось сделать в 2020 году? И есть ли планы на будущее?

– Несмотря на сложный год, компания продолжила расширять маршрутную сеть поездов «Ласточка». Скорые электропоезда в 2020 году запустили на маршрутах Санкт-Петербург – Сосново, Санкт-Петербург – Тихвин.

В рамках развития пригородной пассажирской инфраструктуры в 2020 году открыли турникетные павильоны на станциях Саблино и Поповка.

На полигоне деятельности компании существует ряд перспективных маршрутов, которые требуют развития: это Санкт-Петербург-Ладожский – Кудрово, Санкт-Петербург-Финляндский – Сертолово. Кудрово отнесено к зоне интенсивной урбанизации. Подавляющее большинство выезжают на работу в Петербург.

Данные участки не электрифицированы, и для их обслуживания потребуется использование дизельного моторвагонного подвижного состава. В конце 2020 года компания приобрела два дизель-электропоезда серии ДТ1 в четырехвагонном исполнении.

А в этом году ОАО «РЖД» планирует передать в аренду АО «СЗППК» новые рельсовые автобусы серии РА-3. Это современный комфортабельный подвижной состав, который можно эффективно использовать для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках, оборудованных как низкими, так и высокими платформами.

Совместно с комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга мы реализуем проект «Лыжные стрелы». Это специальные пригородные поезда для любителей лыжного спорта.

В прошлом году «Лыжные стрелы» не ходили. В этом они курсируют по графику. Это итог успешного взаимодействия администрации города, Октябрьской железной дороги и АО «СЗППК». И мы по такому же примеру хотели бы предложить реализовать и маршруты на паровозной тяге. В первую очередь чтобы привлечь наших юных жителей и их родителей. Ведь пригороды Петербурга – уникальны по своей красоте и истории. Их обязательно надо показывать.

Пристальное внимание мы уделяем повышению качества обслуживания пассажиров. В частности, активному внедрению и развитию дистанционных, безлюдных технологий.

Пассажирам сейчас доступны два мобильных приложения по оформлению электронных проездных документов на пригородные поезда: «Пригород» и «РЖД пассажирам». Сегодня электронные продажи билетов набирают рост.

Максимальная доля продаж через мобильные приложения от всех разовых платных билетов, оформленных в декабре 2020 года, составила порядка 15% (290 тыс. билетов), а в отдельные дни достигала 17% (в среднем около 10 тыс. билетов в сутки). С октября была упрощена процедура контроля пригородных билетов с динамическим штрихкодом, оформленных в мобильном приложении «РЖД пассажирам». В настоящий момент при контроле таких билетов непосредственно в поезде предъявление паспорта стало необязательным.

– Когда кончится эпидемия, ясности нет. Компания сохраняет противоэпидемические процедуры?

– В текущей эпидемиологической обстановке холдинг «РЖД» реализует комплекс мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции.

В пригородных пассажирских павильонах проводится ежедневная дезинфекция всех контактных поверхностей.

Обработку проходит весь парк поездов. Ежесуточно это более чем 1500 пригородных пассажирских вагонов.

Электропоезда «Ласточки» оборудованы системой кондиционирования воздуха, которая включает в себя устройство обеззараживания воздуха пассажирского салона при помощи ультрафиолетовых лучей.

Мы используем все возможные каналы, чтобы информировать пассажиров о мерах предосторожности. В пригородных поездах и на станциях для напоминания о необходимости использования средств индивидуальной защиты размещены специальные стикеры, информационные объявления, транслируется звуковое оповещение.

Также с конца ноября 2020 года во всех билетных кассах АО «СЗППК» организована продажа одноразовых масок.

Мы рекомендуем пассажирам пользоваться бесконтактными способами оплаты в кассах, терминалах, а также мобильных приложениях «Пригород» и «РЖД пассажирам». Сегодня все билетные кассы и терминалы самообслуживания принимают к оплате банковские карты.

– Что бы вы пожелали сегодня пассажирам?

– В первую очередь – здоровья. А также хотел бы поблагодарить за то, что они продолжают пользоваться нашими услугами. Когда люди, даже в период пандемии, выбирают нас – это выражение определенной лояльности к нашей компании. Пандемия добавила работы, но темпы развития продолжаются.

Р. S. О развитии пригородной электрички «Санкт-Петербургские ведомости» обязательно будут рассказывать жителям города и Ленинградской области.

#РЖД #поезд #пригороды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (6869) от 24.02.2021 под заголовком «Темпы развития не остановились».


Комментарии