Телефонный «крючок». Доверчивые люди продолжают попадаться на удочку мошенников

В 2022 году в России произошел всплеск числа телефонных мошенничеств. Как показали результаты всероссийского исследования, с ними столкнулись 67 % жителей страны, еще треть получали фишинговые письма (с их помощью выманивают конфиденциальную информацию). Только в третьем квартале минувшего года телефонные мошенники украли у россиян 4 млрд рублей. Для большинства преступников, заполучивших эту сумму, ответственность так и не наступит, говорят юристы. Даже если дело дойдет до суда, вероятность возврата денег низкая. И хотя в России начали разрабатывать способы противодействия злоумышленникам, пока они работают не на все 100 %.

Телефонный «крючок». Доверчивые люди продолжают попадаться на удочку мошенников | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Чтобы защитить россиян от преступников, в январе 2023‑го президент Владимир Путин поручил правительству и ЦБ разработать механизм компенсаций клиентам банков, которые потеряли деньги в результате мошеннических действий. Премьер Михаил Мишустин и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина должны представить свои предложения до 1 июля.

Однако работать нужно не только с законодательством, но и с гражданами. Ведь хотя многие схемы обмана известны, люди продолжают доверять преступникам и терять деньги. Среди классических способов — звонок от имени телефонного оператора, банка или полиции. Под разными предлогами у людей выманивают данные их банковских карт или убеждают перевести их деньги на «безопасный» счет.

Об этих сценариях знают практически все, так же, как о ложных сообщениях о беде, которая случилась с близким человеком и требует срочной взятки должностному лицу. Тем не менее люди, особенно пожилые, в эту ловушку регулярно попадают.

В последние годы популярность набрали схемы мошенничества в социальных сетях: в WhatsApp или Viber звонят «банковские сотрудники», в мессенджеры приходят сообщения о выигрыше в лотерее. Так, в конце 2022 года пользователи одного из них получили массовую рассылку о якобы подарочной подписке на премиальную версию приложения. При ее активации злоумышленники получали доступ к аккаунту жертвы. Подобные письма приходят и по электронной почте.

Мошенники могут прислать сообщение с просьбой перезвонить на указанный номер (обычно такой звонок платный и очень дорогой). В SMS может быть указано, что на банковский счет или телефонный номер жертвы ошибочно перевели деньги и их нужно вернуть. Если человек не реагирует или отказывается, ему угрожают полицией.

В прошлом году в связи с введением антироссийских санкций и уходом из страны зарубежных компаний появились новые виды мошенничества. Один из них — приглашение поучаствовать в распродаже товаров уходящего иностранного бренда. Злоумышленники звонят жертве и представляются сотрудниками IKEA или H&M. Они обещают скинуть ссылку, по которой надо перейти, чтобы получить корпоративную скидку. Прямо во время диалога приходит ссылка на фишинговый сайт: перейдя на него, жертва может оставить данные своей банковской карты. Упрощенный вариант той же схемы: за несколько тысяч рублей обещают предоставить эксклюзивную возможность принять участие в распродаже.

Если мошеннику удалось вас обмануть, то найти и наказать преступника будет очень сложно, признаются юристы. Обычно все ограничивается возбуждением уголовного дела в отношении неустановленных лиц, но вернуть деньги не получается. Тому есть несколько причин: чаще всего злоумышленники находятся за пределами РФ; нет доказательств, что данные карты были переданы не добровольно, а под влиянием обмана (например, аудиозаписи звонка); расследовать преступление сложно технически.

Так, в конце 2022 года стало известно о новой схеме — «похищении» телефонных номеров. Она сильно усложняет поиск преступников. Злоумышленники получают доступ к чужим номерам с помощью специальных программ и используют их для звонков. Причем «похищать» номера могут как у обычных людей, так и у госструктур. В результате жертвы обвиняют в обмане невинных людей. Для борьбы с этим видом мошенничества Роскомнадзор запустил платформу «Антифрод». С ее помощью подключившиеся операторы (а таких пока три: «Мегафон», МТС и «Вымпелком») верифицируют номера и проверяют их подлинность. Если мошенник использует подменный номер, то его звонок или сообщение блокируются и не доходят до адресата.

Расследовать телефонные преступления сложно еще и потому, что их совершают не любители, а профессионалы. Существуют целые сети организованных преступных групп с четкой внутренней структурой, разбитой на ячейки по территориальному признаку и выполняемым задачам. Есть ячейки, которые выполняют «холодные» звонки и готовят потенциального потерпевшего к переводу денег. Есть люди, которые «сопровождают» потерпевшего при перечислении денег, и те, кто снимает похищенные суммы.

Для обработки потенциального потерпевшего разрабатывается целый сценарий разговора. Мошенники прорабатывают потенциальные возражения и продумывают способы убедить перевести деньги.

Поэтому лучший способ защиты от телефонных мошенников — профилактика.

Чтобы обезопасить себя, не стоит отвечать на звонки с незнакомых номеров и сообщать чужим людям данные банковской карты. Кстати, карту можно застраховать. При этом важно проследить, чтобы условия страховки распространялись на случаи мошенничества, даже если жертва сама продиктовала похитителям конфиденциальные данные. Программа страхования защищает клиентов и от незаконного получения злоумышленниками данных карты или логинов и паролей по телефону, в SMS, по электронной ­почте, в мессенджерах или чатах, а еще от утраты пин-кода даже под угрозой насилия.

Если профилактические меры не помогли и вы все‑таки стали жертвой мошенников, можно попытаться вернуть деньги. Подать заявление в банк об отмене операции и блокировке карты, попробовать выяснить данные получателя денег. Это нужно сделать в тот же или на следующий день, когда была совершена незаконная операция.

Необходимо также обратиться в полицию, чтобы зафиксировать правонарушение. Если удалось выяснить личность злоумышленника, то к нему можно подать гражданский иск о неосновательном обогащении. Признать кредитный договор недействительным. Для этого надо подать иск к банку, указав, что деньги получили мошенники.

Можно также пожаловаться телефонному оператору. Это вряд ли поможет лично вам, но может спасти других потенциальных жертв, ведь оператор заблокирует номер мошенника.

(По материалам портала «Право.ру») 


#мошенники #обман #злоумышленники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7373) от 14.03.2023 под заголовком «Телефонный «крючок»».


Комментарии