Свою первую круглую дату отметил Российский научный фонд

РНФ — Российский научный фонд. По предложению президента страны был создан в 2013 году. Его деятельность регламентируется федеральным законом, финансируется он из бюджета, но и сам может заниматься предпринимательством, которое соответствует цели фонда — поддержка науки. На нее же РНФ должен направлять и возможную прибыль.

Свою первую круглую дату отметил Российский научный фонд | ФОТО Рixabay

ФОТО Рixabay

Важной задачей фонда было соз­дание такого механизма отбора, при котором гранты получали бы лучшие проекты. Эффективность достигалась за счет экспертизы: три совета опираются на мнения 8 тыс. экспертов, сами советы избираются и периодически обновляются.

Бюджет РНФ, стартовав с 7 млрд рублей в год, дорос до 40 млрд. За десятилетие фонд получил 113 тыс. сильных заявок от научных коллективов, 20 тыс. вы­играли. Общая сумма поддержки — 220 млрд рублей. Среди тех 80 тыс. ученых, которые работают в этих проектах, больше 70 % — молодежь (в науке это до 39 лет).

На сайте РНФ можно узнать, кто входит в экспертные советы, какие проекты получали гранты… Есть даже сведения о «неизвестных героях науки». В этой рубрике вам нескучно поведают, что плодовых мушек-дрозофил, которые помогают изучать природу генетических заболеваний, потчуют пивом. Что рыбка нотобранхиус удобна для исследований процессов старения, поскольку живет всего полгода (по сравнению с ней знаменитая лабораторная данио-рерио, рыбка-зебра — долгожитель, может дотянуть до пяти лет). Что на грызунах землекопах хорошо изучать как раз механизмы долгожительства, это существо в переводе на наши годы 600 лет живет.

К своей «первой десятилетке» РНФ создал отдельный сайт, чтобы более популярно показать: то была (и продолжается) «эпоха в развитии российской науки», как говорит гендиректор фонда Александр Хлунов.

…«Мы вплотную приблизились к созданию лекарства, которое радикально изменит качество жизни миллионов людей», — приводит сайт слова ученого Рауля Гайнетдинова, директора Института трансляционной биомедицины СПбГУ. Его группа разрабатывает принципиально новые лекарства для борьбы с психическими заболеваниями — депрессией, шизофренией, биполярным расстройством. У существующих препаратов много «побочек». В частности, они блокируют рецепторы дофамина: это помогает корректировать психику, но притупляет и радость. Группа Гайнетдинова использует следовые амины — это аналоги дофамина, которые есть в организме.

«Мы готовимся к клиническим испытаниям нового метода лечения рака», — отчитывается группа Сергея Таскаева из Института ядерной физики и Новосибирского госуниверситета.

Физики разработали ускорительный источник нейтронов и впервые в мире успешно протестировали (пока на домашних животных) бор-нейтронозахватную терапию рака. Введенный препарат с изотопом бор-10 облучают пучком нейтронов, при встрече в больной клетке нейтроны с бором создают «ядерные взрывы», больная клетка умирает, здоровые не страдают. Двухчасовой сеанс вместо двухмесячной химиотерапии. Тестовое лечение начнется с 2025 года на базе НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина.

В ФИЦ животноводства имени академика Л. К. Эрнста (Московская область) отрабатывают технологию клонирования сельхозживотных. Перемещая и вырезая фрагменты ДНК, можно ускорить рост или повысить выносливость. Группа Наталии Зиновьевой успешно клонировала корову и ягненка.

«Мы добиваемся рекордной глубины переработки гудрона в полезные продукты», — сообщает Антон Максимов (Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН, Москва).

Легкие сорта нефти — это «жидкое золото»: продукты переработки используются как топливо для автомобилей, самолетов и кораблей, как генерация электроэнергии. С тяжелыми сортами труднее: технология очистки от примесей сложна, а гудрону (остаткам, которые образуются при переработке) непросто найти применение. Между тем запасы легкой нефти в мире иссякают, так что надо учиться «выжимать» из тяжелой максимум пользы. Группа Максимова создала ка­тализаторы, которые позволяют добиться 93 % глубины переработки гудрона в легкую синтетическую нефть. Это рекорд. Тестируют разработку на промышленной установке, в которую крупная нефтеперерабатывающая компания вложила 10 млрд рублей.

В петербургском Институте экспериментальной медицины продолжают работать над вакциной, которая защитит и от гриппа, и от коронавируса. Как говорит Ирина Исакова-Сивак, заведующая лабораторией иммунологии и профилактики вирусных инфекций, вакцина будет универсальная, для всех штаммов «короны». Принцип ее работы таков, что вирус просто «не понимает», что нужно мутировать, и не может уйти от иммунитета.

Изначально РНФ финансировал только фундаментальную науку. С этого года — и прикладные разработки. В первую очередь в области микроэлектроники: фонд получил больше 180 заявок на 290 технологических работ. Следующие на примете — прикладные исследования (с прицелом на конкретного заказчика) в медицине, сельском хозяйстве, низкоуглеродной энергетике, экологии, цифровизации.

Правда, теперь РНФ нужно будет проявить еще больше смекалки и экспертности, чтобы эффективно поддерживать проекты. «Мы вынуждены констатировать, что в первом чтении в Госдуме рассмотрен проект федерального бюджета, который предусматривает сокращение финансирования на 3,5 млрд рублей», — говорит Александр Хлунов. Впрочем, на заседании президентского совета было отмечено: поддержка прикладных исследований не должна сокращать финансирование фундаментальной науки. В частности, на гранты в области микроэлектроники дополнительные деньги должен перечислить Минпром РФ.


#РНФ #дата #бюджет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7547) от 20.11.2023 под заголовком «Десять лет, которые…».


Комментарии