Судостроители Ленобласти почти достроили шлюпку закрытого типа
Судостроители Ленобласти приступили к заключительному этапу работ по созданию опытного образца первой отечественной спасательной шлюпки закрытого типа, предназначенной для Арктики. Такими плавсредствами будет оснащен ледокол проекта 21900М2, заложенный по заказу Росморпорта минувшей осенью на стапелях ОАО «Пелла» (город Отрадное). А когда наладят серийный выпуск новинки, ее можно будет использовать также на других судах и полярной морской технике, отмечают специалисты.
ФОТО pixabay
Экспертному сообществу эта разработка была представлена в октябре прошлого года на прошедшей в Петербурге международной выставке-конференции по арктическому судостроению (OMR-2020) и получила там высокую оценку. К тому времени компания «Пелла-Фиорд», входящая в холдинг, наметила основные подходы к созданию шлюпки.
Активное участие в этой работе на всех ее этапах принимал центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей» (входит в НИЦ «Курчатовский институт»), взявший на себя научное руководство и материаловедческое сопровождение проекта. Лидер в области разработки новых перспективных материалов не случайно стал ключевым партнером судостроителей: корпус спасательной шлюпки проекта 02380 будет выполнен из огнестойкого высокопрочного стеклопластика.
Благодаря этому она обретет качества, необходимые для проведения довольно сложных операций в условиях Арктики.
Полимерные композитные материалы, применяемые при строительстве закрытой от волн шлюпки, обеспечат ей долговечность, легкость и прочность, позволив работать при экстремально низких (до минус 60 градусов по Цельсию) температурах.
Грузоподъемность плавучего «спасателя» составит 8 тонн, а двигатель мощностью 26 кВт поможет ему передвигаться, несмотря на большие для шлюпки размеры (8,5 х 2,9 метра), со скоростью шесть узлов. Новая шлюпка сможет принимать на борт до 80 человек, облаченных в массивные гидрокостюмы.
Таковы заявленные характеристики новой модели, при строительстве которой учитываются не только требования Российского морского регистра судоходства, но и Кодекса по применению процедур испытаний на огнестойкость Международной морской организации, обязательные для судов данного типа, эксплуатируемых в полярных водах.
Последнее обстоятельство разработчики подчеркивают особо настойчиво. Ведь, после того как опытный образец будет готов (предположительно, летом этого года), начнутся его серьезные испытания. Шлюпке, оборудованной специальной системой орошения, создающей водяную завесу, предстоит пройти через горящее нефтяное пятно, выдержать двукратную статистическую нагрузку и «экзамен», позволяющий определить прочность корпуса при столкновении с препятствием.
Такие шлюпки, производство которых рассчитано как на внутренний рынок, так и на экспортные поставки, судя по всему, действительно будут очень востребованы. В частности, их можно использовать на ледостойких добывающих платформах, число которых в Арктической зоне растет, и на судах двойного назначения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (6845) от 19.01.2021 под заголовком ««Спасателя» ждут в Арктике».
Комментарии