Судостроение остается «тихой гаванью» для желающих трудоустроиться

Судя по данным первого квартала 2022 года, количество имеющихся в российском судостроении вакансий продолжает расти, несмотря на перипетии в экономике и обострение геополитической ситуации. Причем легко найти работу в отрасли могут не только рабочие, но и специалисты целого ряда иных направлений подготовки.

Судостроение остается «тихой гаванью» для желающих трудоустроиться | Труд на верфях нелегок, но неплохо оплачивается и позволяет гордиться его результатами. / Фото Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Труд на верфях нелегок, но неплохо оплачивается и позволяет гордиться его результатами. / Фото Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Кто требуется

По данным аналитики hh.ru, за три месяца текущего года российские судостроительные компании разместили почти 5,7 тыс. новых вакансий — на 84 % больше, чем за аналогичный период 2021 года. О высоком уровне спроса на рабочие руки в этом сегменте рынка труда говорит и то, что на Северо-Западе России каждое пятое предложение в области машиностроения приходится на судостроительную отрасль. А в Петербурге этот показатель доходит до 25 %.

Самые востребованные специалисты в отрасли — рабочие на промышленных площадках. В лидерах здесь слесари (12 % от общего числа вакансий) и токари (10 %). Но все чаще предприятиям нужны инженеры разных специализаций (19 % от общего числа вакансий), а также офисные сотрудники, включая программистов, экономистов, конструкторов и т. д.

И хотя уровень спроса на «беловоротничковые» профессии в судостроении растет, одновременно с ним повышается и уровень конкуренции за такие места. Факт остается фактом: соискатели чаще всего интересуются вакансиями офисного планктона (разного рода менеджеров, аналитиков, сервисных инженеров и пр.), тогда как компаниям больше всего нужны те, кто готов трудиться в цехах. И не только по рабочим специальностям, но и в качестве руководителей среднего звена (мастеров), обслуживающего персонала (наладчиков оборудования), на других профильных должностях (технологов и т. д.). «Синие воротнички» при наличии нужных компетенций практически не испытывают проблем при трудоустройстве в сфере судостроения, поскольку для них уровень конкуренции за места остается низким», — отмечают эксперты. Ведь сейчас на одну вакансию в среднем в отрасли приходится всего два-три резюме, что примерно вдвое ниже необходимого рыночного уровня.

Хорошо платят

По данным аналитики, средняя предлагаемая зарплата в вакансиях от судостроительных компаний по итогам первого квартала составила около 65 тыс. рублей. Но эта величина условна: по множеству специальностей квалифицированным работникам предлагают гораздо больше. Особенно это характерно для тех, что по‑прежнему в дефиците. Так, в Петербурге сборщикам-достройщикам или сборщикам корпусов металлических судов запросто могут платить до 110 – 130 тыс. рублей в месяц: обычно предложение только стартует от уровня 65 тыс. Причем выбор у кандидатов велик — их приглашают «Алмаз», Средне-Невский судостроительный завод, Балтийский завод и другие предприятия. Велик выбор и у инженеров, для которых 100 тыс. рублей в месяц — вовсе не потолок зарплаты. Как и в других отраслях, особенным спросом пользуются специалисты по IT (программисты, разработчики и пр.) — уровень оплаты труда у них обычно только начинается от 120 тыс., поскольку в этом случае за кадры приходится соревноваться с множеством соперников из других отраслей экономики.

Нужны повсеместно

Помимо высокого спроса и достойной оплаты труда у отрасли судостроения есть и еще один козырь. Обладая нужной работодателю квалификацией, кандидат может с успехом найти работу как в Петербурге, так и в иных регионах России, вплоть до Крыма. 

У нас в городе, конечно, выбор наиболее велик: каждая пятая вакансия в отрасли находится именно здесь. Причем в Северной столице работу по профилю можно найти не только на верфях, но и в целом ряде связанных с ними компаний. В таких как «Пролетарский завод» «Радар ММС», «Невский завод» и пр.

При желании специалисты без особых трудностей могут найти работу и за пределами Петербурга. В том числе в Ленинградской (Выборг, Понтонный), Мурманской и Архангельской (Северодвинск) областях, Республике Удмуртия или в Приморском крае. Центр судоремонта «Дальзавод», например, располагает более чем 150 вакансиями для специалистов разного профиля, а верфь «Звезда» в Большом Камне систематически ведет набор иногороднего персонала, предлагая выгодные условия работы.

В этой связи все более распространенным вариантом занятости становится вахтовый метод — сейчас в судостроении он достаточно популярен как у работодателей, так и у соискателей. Так, по итогам последнего квартала 2021 года на вахтовые вакансии приходится 16 % от общего объема в отрасли. При этом за прошлый год работодатели судостроительной сферы успели разместить около трех тысяч вахтовых вакансий, что составляет 50 % от объемов 2020 года. И это не случайно — кадровый голод заставляет искать персонал далеко за пределами родных для предприятий регионов.

Не умеешь — научат

На некоторых из предприятий отрасли существуют еще и программы, благодаря которым можно получить востребованную на рынке труда профессию. Как правило, в этом случае речь идет о наиболее нужных компаниям профессиях «рабочей сетки», которые можно освоить в сжатые сроки. Кроме того, некоторые из востребованных в отрасли специальностей (сварщик, оператор станков с ПУ) можно бесплатно получить и с помощью курсов, организуемых по линии службы занятости. При этом срок обучения довольно длинный (около 3,5 месяца) и позволяет в полной мере освоить перспективную профессию.


#судостроение #работа #вакансии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7153) от 19.04.2022 под заголовком «К штормам привыкли».


Комментарии