Стыдно признаться. Почему жертвы мошенничества нередко избегают общения с полицией

Герой этой истории разрешил назвать свое имя. И поначалу был соблазн воспользоваться его разрешением. Но нет! Ведь то, что с ним приключилось, вызывает самые разные мысли и эмоции. В том числе и по отношению к нему самому. Так что пусть уж будет просто гражданин М.

Стыдно признаться. Почему жертвы мошенничества нередко избегают общения с полицией | ФОТО Karl-Josef Hildenbrand/dpa/picture-alliance/ТАСС

ФОТО Karl-Josef Hildenbrand/dpa/picture-alliance/ТАСС

Человек он очень пожилой и, судя по всему, властный… В общем, бывший начальник. Примерно две недели назад ему позвонили из некоего медицинского центра. Голос представился врачом, который узнал о тяжелом заболевании гражданина М. и счел своим долгом предложить ему современное лечение. М. припомнил, что совсем недавно сдавал кровь в поликлинике по месту жительства. А потому причинно-следственные связи происходящего сомнений у него не вызвали.

Он решил, что результаты анализа были отправлены «выше», а там увидели проблему с его здоровьем и забили тревогу. Тем не менее он проявил бдительность и выяснил, что названный центр в Петербурге реально существует.

Суть «современного лечения» была, мягко говоря, не совсем ясна гражданину М. Из всего услышанного по телефону он записал на бумажке лишь «мультипатентные клетки». Строго говоря, лишь узкие специалисты, изучающие стволовые клетки, могут говорить на эту тему, не рискуя сломать голову. Всем остальным остается либо сразу честно сказать, что они не понимают ни слова, либо кивать с важным видом, намекая, что «да-да, я что‑то слышал». Наш герой выбрал второй вариант. И «доктор» обещал ­разузнать, где можно найти необходимый препарат.

Через некоторое время он вновь позвонил. Рассказал, что весь лимит «мультипатентного» лекарства в России на 2023 год, к сожалению, исчерпан. Его, мол, распределили среди тех, кто в нем особо нуждался. Но он понимает, что гражданину М. лекарство нужнее, а потому он взял на себя труд выяснить: возможно, среди тех, кто уже получил его, есть люди, которые могут подождать следующего года. И — о, чудо! — такой человек нашелся.

Правда, встретиться с ним сложновато, поскольку тот живет в Сибири. Но он — доктор — готов организовать передачу коробочки со снадобьем. Однако, поскольку сибиряк уже оплатил лекарство, деньги нужно перечислить на его банковскую карту: 85 тысяч руб­лей. Доктор продиктовал длинный ряд цифр и имя доброго жителя Сибири. Гражданин М. тщательно все записал.

Дальше все очень скучно. Деньги были переведены. Лекарство не получено. Доктор перестал отвечать по телефону.

А следом — опять интересно. Не получив лекарства, гражданин М. обратился… в редакцию, а не в полицию. Заявил, что думает не о себе, а о тех, кто может угодить в ту же ловушку, а потому просил опубликовать этот рассказ в газете и тем самым предупредить людей. Хотя… не лучше ли было сделать все возможное, чтобы полиция взяла преступников под белы рученьки, а суд призвал бы их к ответственности? А заодно приложить усилия, чтобы узнать, откуда злоумышленникам стало известно, что «клиент» сдавал кровь в поликлинике? На эти вопросы М. отвечать не стал, строго ­заявив, что решение он уже принял и что в полицию не пойдет…

Признаться, крайне странная позиция. И она, увы, часто отличает жертв мошенников. Многим стыдно вслух и письменно признаться полицейскому в собственной глупости и доверчивости. Особенно это трудно тем, кто всегда считал себя непогрешимым…

Похоже, именно такие эмоции и помешали гражданину М. обратиться в правоохранительные органы. Хотя в его случае следов мошенники оставили как раз немало. Правоохранительным органам было бы за что зацепиться. Хоть за банковский перевод, который совершил М., «возвращая» деньги сибиряку. Возможно, пострадавший все же решится на визит в полицию. Хотелось бы!

Чтобы не завершать историю «за упокой», стоит отметить, что все чаще граждане со смехом и гордостью за себя рассказывают иные истории. Так, одна пожилая женщина поведала, как ей позвонили и девчоночьим голосом заныли: «Бабушка, привет! Это я, внучка твоя. Я в больнице. Надо за операцию заплатить. Дай денег в долг…».

«Бабушка» не стушевалась, а вступила в разговор в почти шутейном тоне. Мол, а зовут‑то тебя как, внученька? И какую ногу ты сломала? Или руку? Или шею? Увы, «внучка» не дала «бабушке» развлечься. На третьем вопросе она просто бросила трубку… Так что бабушка даже обиделась.

Кстати 

На интернет-ресурсе РОИ (Российская общественная инициатива) по предложению жителя Москвы начат сбор подписей под пети­цией о введении уголовной ответственности за звонок по телефону, во время которого предполагаемые мошенники представляются сотрудниками банка, полиции и (как сказано в тексте петиции) «иными уважаемыми должностями». Автор инициативы отмечает, что, как ему известно, «сотрудники полиции отказываются реагировать на сообщения граждан о таких звонках и расследовать явно готовящиеся преступления, а занимаются только лишь фактическими преступлениями».

За неделю петиция набрала всего 200 с небольшим голосов. Хотя… В данном случае, очевидно, стоит сказать не «всего», а «целых 200 голосов». Только задумайтесь! Каждый день в России находятся более 30 человек, которые всерьез полагают, что можно целиком и полностью переложить на Уголовный кодекс, полицию или иные правоохранительные органы ответственность за собственную неосведомленность, допуская наказание за их подозрения, которые могут быть и неверными. Не говоря уже о том, что собрать достаточные доказательства подготовки мошенничества ох как непросто!

#мошенники #злоумышленники #обман

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7414) от 15.05.2023 под заголовком «Стыдно признаться».


Комментарии