Стройки на костях не будет. Как идут поисковые работы в Тосненском районе

Тосненский район Ленобласти, почти на границе с Колпином. Лагерь поисковых отрядов стоит здесь уже несколько месяцев. Однако если в начале лета тут было шумно, едва ли не каждый день наведывались съемочные группы федеральных телеканалов, то теперь страсти как будто бы улеглись. Что же их вызвало?

Стройки на костях не будет. Как идут поисковые работы в Тосненском районе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

–  При советской власти здесь были земли совхоза имени Тельмана, –  поясняет командир поискового отряда «Рубеж-2» Виктор Ионов. –  Поисковиков отсюда гоняли, поскольку позиция Министерства обороны была неизменной: незахороненных у нас нет, а те, кто рыщет по полям, –  мародеры. А на самом деле тут ступить было невозможно, чтобы не наткнуться на останки наших бойцов.

Когда пришел дикий капитализм, совхоз стал продавать земли, и здесь стали появляться склады, промзоны и даже бизнес-центры. На словах вроде бы временные сооружения. Но почему-то на бетонных основаниях. Верхний плодородный слой снимали, нередко прямо с человеческими костями.

–  Острая фаза противостояния началась несколько лет назад. Мы просили владельцев земли разрешить нам провести здесь работы. Нам отвечали отписками, затягивали ситуацию, шли на всякие уловки, чтобы не пустить нас сюда. Даже дороги перекапывали!.. А весной нынешнего года, когда хозяин земли стал готовить территорию к постройке складских помещений, вдруг всем стало очевидно, что он занимается здесь не очень хорошим делом. Чиновники как будто прозрели: надо же, какое безобразие, да как же так можно! –  говорит Ионов.

Региональный Следственный комитет возбудил уголовное дело о повреждении воинских захоронений, директор компании, которой принадлежит земля, был помещен под домашний арест. По версии следствия, зная, что на принадлежащих компании участках обнаружены следы, указывающие на утерянное захоронение времен Великой Отечественной войны, он умышленно дал указание снять верхний слой земли и затем вывезти грунт. Кроме того, считает ведомство, он активно препятствовал проведению поисковых работ...

После всего этого поисковиков сюда пустили совершенно официально, разрешение на работы дала местная администрация, хотя территория продолжает находиться в частной собственности. Более того, редкий случай –  поисковые отряды города и области подписали соглашение о совместных действиях на этой территории. Один из пунктов: не чинить друг другу никаких препятствий.

Лагерь расположен в нескольких сотнях метров от противотанкового рва, который на тридцать километров протянулся от Невы и защищал в том числе и подступы к Колпину. Его вырыли в июле-августе 1941 года. Ширина –  от шести до восьми метров, глубина –  до трех. От рва до Ижорского завода километров пять.

–  За ров постоянно шли ожесточенные бои. Здесь с конца 1941 года оборонялась 56-я дивизия, и на карте погребений везде указаны захоронения. Немцы заняли две трети рва, но дальше к Колпину не продвинулись. Наши постоянно пытались вернуть ров, нередко у них получалось, потом немцы снова его отбивали. Основное боевое место было как раз здесь –  от железной дороги до Московского шоссе, –  поясняет Ионов.

После войны ров засыпали, территорию заровняли, сегодня его точное местоположение удается определить лишь по картам немецкой аэрофотосъемки, которая стала трофеем американцев и теперь находится в библиотеке конгресса США. Оттуда в Россию и приходят теперь цифровые копии этого документа. Естественно, не бесплатно...

Возле большой армейской палатки поисковиков на земле разложены многочисленные находки, своего рода походный музей. Ящики от немецких минометных зарядов, обувь красноармейцев, саперные лопатки, щиток от пулемета максим... Самодельные сани, на которых подвозили боеприпасы и вывозили раненых. На гильзе от немецкой сигнальной ракетницы две даты –  изготовления и срок годности. 1938-й и ноябрь 1944 года...

По словам поисковиков, поле звенит железом почти постоянно. Осколки, каски, фрагменты самого разного железа, даже взрывоопасные предметы –  они сложены в отдельной яме и ждут приезда саперов.

–  Наш лагерь –  волонтерский, –  поясняет старший по нему Константин Дюба, командир отряда «Колпинский рубеж». –  Сюда приезжают в свободное от основной работы время. Каждый день трудятся от пяти до пятидесяти человек, в выходные –  больше. Причем не только из Питера и области. Приезжали из Великого Новгорода, Казани, Красноярска, Мурманска... В следующем году здесь должна встать большая вахта Поискового движения России.

Работы здесь еще на несколько лет. Задача –  обследовать всю территорию, поднять всех бойцов. Хорошо, что поисковикам дали в помощь экскаваторы: они уже вскрыли часть бывшего противотанкового рва. Дальше –  исключительно ручная работа, в чем корреспонденты «СПб ведомостей» убедились лично, наблюдая за поиском. Технология простая: землю исследуют щупом.

Как пояснил один из поисковиков, костные останки металлодетектором не обнаружить, только щупом. Всего с начала июня здесь нашли останки свыше 70 бойцов, из них больше десятка –  именные, с медальонами. 28 человек были захоронены на новом мемориале, который основали в сотне метров от лагеря. Пока он выглядит просто: холмики, таблички с именами бойцов, большой поклонный крест...

Что будет здесь, на местах раскопок, дальше –  никто пока не знает.

–  Наше предложение –  мемориальная зона, –  говорит Виктор Ионов. –  Это место битвы за Ленинград должно остаться нетронутым. Мы считаем, что по значимости оно точно такое же, как поле Бородинской битвы... И погибли здесь не меньше, чем под Бородином. Достаточно посмотреть лишь донесения одной только 56-й стрелковой дивизии. Едва ли не каждый день –  совершенно будничные отчеты о захоронении десятков и сотен солдат.

–  Мы работаем по предписанию Следственного комитета Ленобласти, сейчас решается вопрос о возможности придать части этой территории статуса достопримечательного места, –  поясняет первый заместитель руководителя военно-исторического центра СЗФО Сергей Мачинский. –  Здесь проходил противотанковый Колпинский ров, и теперь мы будем здесь стоять, это наш рубеж, мы с него не уйдем.



#поисковики #Великая Отечественная война #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6981) от 05.08.2021 под заголовком «Сегодня это наш рубеж».


Комментарии