Стресс-тест для премьера. Как отработало свой первый год правительство Мишустина

Год назад после оглашения президентом Владимиром Путиным послания Федеральному собранию произошла смена кабинета министров. Российское правительство возглавил глава ФНС Михаил Мишустин, тогда больше известный в основном бизнес-кругам как главный налоговик, успешно осуществивший цифровизацию этой службы. Он должен был в числе прочих задач ускорить работу по нацпроектам и распространить «цифру» на все управленческие процессы в исполнительной власти. Однако новому премьер-министру пришлось сразу же заняться коронавирусной тематикой. Впрочем, в определенной степени именно пандемия ускорила цифровую трансформацию не только в госаппарате, но и в различных отраслях экономики, а также в повседневной жизни.

Стресс-тест для премьера. Как отработало свой первый год правительство Мишустина | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Мишустин первым делом провел серьезную ротацию кадров, хотя главы силовых ведомств остались на своих должностях. Заметнее всего обновился социальный блок, в котором сменились все министры, частичному обновлению подвергся финансово-экономический блок. В ноябре прошла еще одна кадровая перестановка: сменились главы пяти министерств, а экс-глава Минэнерго Александр Новак стал десятым вице-премьером.

Оценивая итоги работы первого года правительства Михаила Мишустина, эксперты пришли к выводу, что новому премьеру удалось удержать под контролем ситуацию в экономике в условиях пандемии и падения нефтяных цен, хотя в 2020 году ВВП России сократился почти на 4%. Однако, для сравнения, крупнейшая в Европе экономика ФРГ упала на 5,4%, Франции – на 9%. Возможно, причиной для меньшего провала российской экономики стала замена локдауна на отдельные ограничительные меры.

Профессор НИУ Высшая школа экономики Алексей Макаркин отметил резкий рывок в течение года в развитии отечественной медицинской промышленности и вхождение России в число лидеров по производству вакцин от коронавируса. По словам главы РСПП Александра Шохина, правительственные меры поддержки бизнеса позволили российской экономике адаптироваться в условиях текущего кризиса.

Эксперты также отмечают, что под задачи экономического роста переориентируется и налоговая политика. В частности, был принят закон, который отменяет ряд льгот по налогообложению нефтяников. В то же время обсуждается возможность предоставления им других льгот – но для целевых работ (например, в Арктической зоне) и только в обмен на инвестиции.

В конце 2020 года была проведена и масштабная реорганизация многочисленных институтов развития. До 31 января будет утверждена методика расчета ключевых показателей их эффективности, в основе которых – обеспечение национальных целей. Кроме того, с 17 января нынешнего года госкорпорации и публично-правовые компании обязаны отчитываться о своей работе перед правительством.

Особое внимание правительством Мишустина уделяется повышению бюджетной дисциплины. Теперь исключается возможность массовой правки бюджетной росписи в финале года, а перечисление дотаций регионам увязывается с их управленческой эффективностью и ревизией предоставляемых им налоговых льгот. Это, по замыслу Минфина, позволит провести инвентаризацию налоговых поблажек в регионах и оценить реальную необходимость неиспользованных федеральных бюджетных ассигнований, которые уйдут в резервный фонд «Белого дома», и для их возврата распорядителям придется объяснять ситуацию.

В установленные сроки была завершена так называемая регуляторная гильотина: после анализа нормативной базы, часть которой относится еще к советскому времени, 33% требований к бизнесу были отменены как избыточные, а оставшиеся две трети актуализированы. Правительство Мишустина продолжает реорганизацию регуляторной среды для бизнеса: с июля 2021 года планируется запустить систему досудебного обжалования решений контролирующих органов. Этот механизм запущен в пилотном режиме летом 2020-го для МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора, а к июлю нынешнего года к эксперименту присоединятся еще 16 ведомств.

Выполняя задание президента, кабмин до конца прошлого года откорректировал национальные проекты и утвердил единый план достижения национальных целей. К марту 2021-го «Белый дом» намерен завершить корректировку государственных программ.

В конце прошлого года премьером была объявлена реформа госаппарата: до 1 апреля в центральных аппаратах федеральных органов власти сократят 1200 должностей и еще более 33,5 тысячи – в территориальных отделах. Исключение сделано для Министерства здравоохранения и других ведомств, принимающих участие в борьбе с пандемией. В основном сокращение произойдет за счет имеющихся вакансий.

При этом создается сводно-аналитическое управление и меняется структура аппарата правительства: вместо департамента здравоохранения и социального развития, департамента промышленности, энергетики и транспорта, департамента регионального развития и инфраструктуры появится семь департаментов – здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта, энергетики.

Однако директор Центра развития региональной политики Илья Гращенко не ждет особого положительного эффекта от реформы, напоминая о сокращении госаппарата при Дмитрии Медведеве, когда чиновников просто перевели на другую работу и в итоге число их выросло.

Что касается борьбы с пандемией, с которой правительство столкнулось в первые же дни своей работы, то, напомним, премьер лично возглавил координационный совет по борьбе с коронавирусом. 20 февраля Россия одной из первых закрыла границу с Китаем, а с 18 марта был ограничен въезд в РФ для всех иностранцев, затем 27 марта прекращено регулярное и чартерное авиасообщение России с другими странами за исключением полетов для вывоза россиян. Был введен упрощенный порядок получения больничных, установлена минимальная выплата по больничному на уровне одного МРОТ. Весной правительство отрегулировало возникший было дефицит гречки и других товаров в магазинах. Однако осенью ему пришлось прибегнуть к госрегулированию в связи с ростом цен на муку, хлеб, сахар, подсолнечное масло. Социальная поддержка населения выразилась в увеличении максимального размера пособия по безработице с 8000 до 12 130 рублей, россияне получили право временно не платить штрафы и пени за просрочку платежей по ЖКХ, а также взносы за капремонт. Тем, чьи доходы снизились на 30%, предоставлены «каникулы» по потребительским и ипотечным кредитам. Были установлены специальные выплаты медикам, работающим с пациентами с коронавирусом, и семьям с детьми.

На поддержку отраслей экономики, пострадавших от пандемии, было выделено около 3 трлн рублей. Кроме того, правительство расширило программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса. В сентябре был принят общенациональный план восстановления экономики РФ, на который до конца 2021 года планируется выделить 6,4 трлн рублей.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимира Гутенева, в условиях пандемии пройден стресс-тест для национальной экономики, а несколько отраслей даже показали рост. «Экономика становится более современной, поскольку упор делается на цифровые технологии, стимулирование развития высокомаржинальных передовых отраслей. Среди них не только IT-отрасль, участникам которой предоставили существенные налоговые преференции, но и био-, и фармо-, и медицинская техника, и целый ряд других направлений, получивших существенную поддержку», – уточняет Гутенев.

Политолог Константин Калачев также называет цифровизацию и поддержку IT-отрасли одной из главных заслуг нового правительства. Его коллега Георгий Бовт за первый год премьерства Мишустина поставил правительству «пять с минусом», поскольку «экономика не рухнула в тартарары». Но он отметил и накладки: весенний сбой в порядке выплат дополнительных средств медикам, работающим с ковидом, и осенний дефицит лекарств из-за введения системы обязательной маркировки.

«Михаил Мишустин приходил на позицию премьера для решения экономического кризиса, который усугубился пандемией, из-за чего ему пришлось в спешном порядке диверсифицировать свои усилия сразу по нескольким ключевым направлениям. Тем не менее команда Мишустина, притом что есть вопросы к организации финансовых потоков и организации работы на региональном, микроэкономическом уровне, смогла справиться с ситуацией», – считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Он подчеркивает, что премьеру удалось восстановить и отладить основные цепочки принятия решений в федеральных ведомствах исполнительной власти таким образом, чтобы сделать ковидный кризис управляемым и параллельно решать проблемы выхода из экономического кризиса, «причем не за счет тушения кризисного пожара денежными потоками, а за счет качественной перестройки структуры российской экономики». Однако, по мнению эксперта, очень непростая ситуация сложилась в сфере образования и здравоохранения, заниматься которой придется уже в 2021 году.

В видеообращении к участникам Гайдаровского форума Михаил Мишустин дал понять, что от антикризисных действий правительство готово перейти к реализации стратегической повестки и своей главной целью видит восстановление экономики и доходов граждан. В 2021 году правительство, по словам премьера, продолжит поддерживать стабильность макроэкономических показателей: выросшие в связи с пандемией заимствования должны вернуться к обычным значениям, инфляция сохранится на низком уровне, начнется экономический рост. Бизнесу за счет цифровизации обещан принципиально новый эффективный механизм взаимодействия с властями, а гражданам – ускоренный переход к формату сервисного государства, способного активно реагировать на нужды и потребности россиян. Мишустин также сообщил, что правительство сейчас создает социальное казначейство – общенациональную информационную платформу, которая позволит автоматически направлять помощь нуждающимся.

#Россия #правительство #Мишустин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (6848) от 22.01.2021 под заголовком «Стресс-тест для премьера».


Комментарии