Стрельба в Усть-Луге. Северо-Западная таможня провела масштабные учения

В акватории морского порта «Усть-Луга» разгорелось сражение с контрабандистами, пытавшимися провезти крупную партию героина. Захват заложников, перестрелка, засада... все происходило, как в голливудском боевике, но близко к реальным условиям. Ведь зона ответственности Кингисеппской таможни, где Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) провело самые масштабные за последние годы тактико-специальные учения, - один из каналов проникновения в Россию наркотиков и запрещенных товаров.

Стрельба в Усть-Луге. Северо-Западная таможня провела масштабные учения | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

По легенде учений, прибывший из Эквадора сухогруз не причаливает к контейнерному терминалу усть-лужского порта, а бросает якорь неподалеку, в устье реки Луги. Контрабандисты подплывают к судну на быстроходном катере и, взяв дорогостоящий груз, направляются к противоположному берегу, куда прибыли на автомобиле их подельники.

Но замыслы преступников пресекают спецназовцы, которые, получив информацию о готовящемся нарушении, патрулировали эту территорию на вертолете Ми-8, а также представители морского подразделения Кингисеппской таможни. Вернувшись за второй упаковкой героина, наркокурьеры при виде мчащихся к ним таможенных судов бросают ее в реку. Их тут же задерживают, а к месту, обозначенному буйком, направляется катер с водолазами, которые поднимают пакет со дна.

В это время на сухогрузе, где преступники взяли в заложники таможенников, идет перестрелка: десантировавшись туда, бойцы специального отряда быстрого реагирования (СОБР) в считанные минуты завершают свое дело. Но ставить на этом точку рано: начавшись в акватории, операция продолжалась на суше.

Машину контрабандистов, которая мчалась в сторону Кингисеппа, не обращая внимания на сигналы преследовавших их сотрудников ГИБДД, ждали в засаде спецназовцы. Одни из них, копавшиеся у обочины под видом дорожных рабочих, расстелили поперек дороги ленту с шипами. Транспорт злоумышленников останавливается под автомобильным виадуком. Собровцы в масках захватывают преступников, кинолог со служебной собакой обходит машину. Найденный тайник (пустой бензобак) быстро вскрывают и обнаруживают в нем мешочки с белым порошком. А бойцы таможенного спецназа, получив новый сигнал, удаляются на вертолете - причем буквально по воздуху, прицепившись к нему на канатном устройстве...

«Осуществлять такие операции каждый день, конечно, не приходится, - говорит Марат Кабиров, зам. начальника Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК), начальник службы противодействия контрабанде наркотиков Федеральной таможенной службы России. - Но попытки провезти через границу незаконный груз мы отмечаем нередко и реагируем на них, применяя при необходимости все силы и средства».

Кроме специалистов ГУБК, собровского отряда Северо-Западной и Псковской таможен в этих задержаниях и погонях были задействованы оперативники из морского и воздушного подразделений СЗТУ, кинологи - свыше 50 человек. Слаженность действий они отрабатывали на глазах у журналистов и представителей антитеррористического центра государств - участников СНГ.

Все выглядело, как взаправду. Хотя в действительности, по оценке Александра Федорова, начальника отделения организации и контроля деятельности СОБРа Северо-Западной оперативной таможни, такие операции проходят и быстрее, и более скрытно для посторонних взоров.

Оружие нарушители применяют редко, но и расставаться с ценным грузом не спешат, а экипированы они (приборы ночного видения, быстроходная техника, средства связи) в ряде случаев не хуже тех, кто стоит на пути преступных потоков. И сотрудникам таможенных служб всякий раз нужно действовать очень решительно, не теряя ни секунды.

Данные, которые озвучил Кабиров, впечатляют: с начала года на Северо-Западе было изъято 9,5 тонны наркотиков, прекурсоров (вещества, из которых их изготовляют) и психотропных средств.

По его словам, специалисты обнаруживают наркотики - спасибо тонкому нюху лабрадоров и спаниелей - в поддоне автомобиля и ложной обшивке рефрижератора, в груде товаров, перевозимых по морю в контейнере, или просто в чемодане с секретом. Полтора месяца назад псковские таможенники задержали грузовик с двойным полом и изъяли почти 300 кг гашиша.

Назвать в этом смысле Кингисеппскую таможню тихой заводью тоже нельзя. Контролируя 102 км морской границы, 86 км речной и 1,9 км сухопутной, ее сотрудники обеспечивают работу четырех «бойких» постов, три из которых находятся в Ивангороде (автомобильный, пешеходный и железнодорожный) на границе с Эстонией, а четвертый - в грузовом порту «Усть-Луга».

По мере того как встают на ноги российские компании, а на территории Ленобласти реализуются крупные инвестиционные проекты (такие как строительство трубопроводной магистрали «Северный поток-2»), товарообмен постепенно растет. В 2010 г. по железной дороге в порт «Усть-Луга» поступало 22,1 млн тонн грузов, через пять лет эта цифра увеличилась почти втрое, а к 2020 г. объем перевалки составит, по расчетам, 80,3 млн тонн.

При этом доля кингисеппского грузопотока в общем объеме перевозимых через порты Петербурга и Ленобласти товаров и материалов тоже растет, а значит, скучать таможенникам и впредь, увы, не придется.

Читайте также о том, что в Петербург не попали 20 тонн свежей капусты и редиса без этикеток. 

#таможня #граница #учения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (6452) от 04.06.2019 под заголовком «Что за шум в Усть-Луге».


Комментарии