В Европе вспомнили о счетах Германии за потери во Второй мировой

Хотя Вторая мировая война закончилась уже 73 года назад, ее последствия до сих пор не дают покоя руководству ряда стран. На прошлой неделе сразу два государства - члены Евросоюза, Польша и Греция, заявили, что третий их европейский партнер и вроде бы ныне старший - Германия до сих пор не рассчиталась с ними за потери, понесенные во время той войны.

В Европе вспомнили о счетах Германии за потери во Второй мировой | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Атаку на Берлин начала Варшава. Глава польского парламентского комитета по вопросам выплаты репараций (оказывается, и такой комитет есть в польском сейме! - А. К.) Аркадиуш Мулярчик в эфире местной радиостанции заявил, что руководство страны намерено пересчитать сумму военных претензий Германии. Потом эту мысль он развил в интервью немецкому журналу Der Spiegel. «Немцы систематически и массово убивали поляков, чтобы навредить нашей демографии, а их оккупационная политика была направлена на уничтожение польских элит. У военных преступлений нет срока давности, поэтому современная Германия не может прятаться за международным правом, хотя с момента окончания войны и прошло более 70 лет», - заявил польский депутат, кстати, представитель правящей партии «Право и справедливость» Аркадиуш Мулярчик. По его словам, в 1947 году польские власти оценили военный ущерб в 48,8 миллиарда долларов. Теперь же в пересчете на нынешний курс эта сумма выросла в 17 раз, достигнув 850 миллиардов долларов.

Впрочем, поляки благоразумно не требуют все деньги сразу: Берлину предлагают расплачиваться на протяжении 50 или даже 100 лет. «Если немцы будут платить десятилетиями, для них это послужит напоминанием, что такие войны нельзя начинать, слишком дорого они обходятся будущим поколениям», - уверен депутат. Его позицию поддержал и лидер партии Ярослав Качиньский, который также настаивает на том, что Германия должна компенсировать польским гражданам разграбления, которые были осуществлены гитлеровскими войсками. По словам Качиньского, помимо официально признанных преступлений имели место массовые грабежи населения и вывоз культурных ценностей. «Мы не можем согласиться на то, чтобы все зло и все преступления Второй мировой войны свести к холокосту», - заявил политик в интервью польскому телевидению.

Буквально через два дня атаку на Берлин продолжили Афины. На торжественном ужине (отличное место для выражения претензий! - А. К.), посвященном визиту президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Грецию, его коллега президент Греции Прокопис Павлопулос заявил буквально следующее: «Мы считаем, что требования нашей страны по возмещению оккупационного займа и выплате репараций юридически обоснованны и могут быть предметом судебного разбирательства». Как известно, еще три года назад греческий минфин выставил Берлину счет 300 млрд евро за ущерб, нанесенный в ходе нацистской оккупации. При этом Афины подчеркивают, что эта сумма значительно меньше той, что причитается Греции по документам, принятым на Парижской мирной конференции 1946 года.

Объективно говоря, позиции Польши и Греции по поводу репараций разные. В 1947 году были подписаны Парижские мирные договоры. Согласно им, Греция получила в качестве репараций 195 млн долларов по курсу 1938 года от Италии и 45 млн долларов от Болгарии. В то же время на Парижской конференции было определено, что доля Греции в общей сумме денежных репараций, которые ей должна выплатить еще и Германия, составляет 2,7%, плюс к этому страна должна была получить 4,35% судов и другой техники бывшего Третьего рейха. Ничего этого Греция не получила. И поэтому ее претензии к нынешней Германии более-менее мотивированы.

Другое дело - Польша. Юридических оснований для претензий у Варшавы нет. Польша отказалась от выплат еще в 1953 году, к тому же в начале 1990-х власти ФРГ направили в эту страну 500 миллионов марок в качестве компенсации и около двух миллиардов марок - для узников концлагерей и жертв нацистских программ принудительного труда. И это уже не говоря о немецких землях Восточной Пруссии, Померании и части Силезии, которые были включены в состав Польской Народной Республики. Однако с 2000 года польские власти стали напоминать немцам о репарациях. Первым этот вопрос поднял президент Лех Качиньский, когда обсуждался проект конституции Европейского союза и процесс принятия решений в ЕС. Потом этот вопрос поднимали и другие высокопоставленные польские политики. На это руководство Германии на всех политических уровнях не уставало повторять, что тема компенсаций закрыта окончательно и не имеет никакой, даже судебной, перспективы.

Экспертное сообщество в общем и целом склоняется к мнению, что правительство Германии не пойдет на уступки и нынешним попыткам властей Польши и Греции и не станет выплачивать требуемые суммы репараций. «Я думаю, что Германия на это не пойдет, - считает старший научный сотрудник НИИ военной истории при Военной академии ГШ ВС РФ германовед Владимир Дайнес. - Если Германия заплатит Греции, значит, ей надо будет платить и всем остальным. Причем почти автоматически. Очередь выстроится немалая. Так как требовать начнет каждая вторая страна в Европе».

Пересчитывать суммы, заложенные в расчетах после Второй мировой войны, по нынешнему курсу, бессмысленно, считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. С таким же успехом можно заявить о пересчете репараций по Первой мировой войне. Это, по мнению эксперта, нонсенс, в мировой практике такого нет, не будет, и заход Польши смешон - так можно начать пересчитывать любые договоры. С чем связано такое поведение Варшавы? «Впереди выборы в Европарламент, и нынешняя польская власть явно закладывает ряд козырей себе в рукав, чтобы упрочить свои позиции в этом парламенте. Также нельзя исключать «помощь» США в этой активности Варшавы по репарациям. Вопрос давления на Евросоюз, на Германию как на лидера ЕС с повестки дня Соединенных Штатов не снимался», - полагает Солонников.

Кстати сказать, бросается в глаза, что демарш и Польши, и Греции проходит на фоне нынешних и возможных будущих экономических проблем у этих двух стран. Греки вспомнили о репарациях, когда в августе нынешнего года страна получила последний транш финансовой помощи от ЕС. Германия как первая экономика еврозоны играла особую роль в выделении экономической помощи Греции. «Сейчас деньги заканчиваются, нужно где-то их брать, - объясняет причину всплеска интереса Афин к репарациям ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин. - Плюс в массовом сознании Греции Германия продолжает ассоциироваться с Третьим рейхом. Тогда был диктат военный, сейчас - экономический».

Что касается Польши, то и ее демарш во многом замешан на экономике. Весной этого года в ЕС выступили с предложением сократить финансирование различных программ помощи странам Восточной Европы. Эти предложения уже занесены в бюджет ЕС на 2021 - 2027 годы. Больше всех в связи с этим пострадает Польша, которая будет получать на 23% меньше, а это почти 20 млрд евро. Такие потери, по мнению польского руководства, надо как-то компенсировать. И почему бы это не сделать с помощью требований репараций от Германии?

#война #потери #долги #Европа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6305) от 22.10.2018 под заголовком «Старые счета».


Комментарии