Сотрудники АВС показали свои навыки на конкурсе профмастерства

Легко ли оторвать от земли 28-тонную стальную махину? Кому как. Двухсекционный трамвай «Богатырь» длиной 20 метров, имеющий такой вес, умельцы аварийно-восстановительной службы (АВС) «Горэлектротранса» поднимают словно пушинку. Не голыми руками, конечно, а с помощью гидравлики, но сделать это следует аккуратно, ловко и быстро, за считанные минуты, применяя особую оснастку, чтобы из-за поломки не задерживать движение на линии. Как они с этим справляются, мы увидели на состоявшемся недавно конкурсе профмастерства аварийщиков.

Сотрудники АВС показали свои навыки на конкурсе профмастерства  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Жизнь полна сюрпризов. Уж кто-кто, а представители данной службы, которую называют «трамвайной скорой», знают это не понаслышке. Причин, по которым они мчатся на вызов, если на каком-то маршруте вышла из строя техника, просто не счесть.

Чаще всего это типичная для «пожилого» подвижного состава ситуация – заклинило колесную пару или отказало бортовое оборудование. Но бывают мудреные поломки, которые по прибытии нужно тоже, разгадав причину, на раз-два-три устранить, а не получится – увезти технику в парк. Порой из-за перебоев в напряжении трамвай встанет на перекрестке, мешая движению, или после свирепого ветра толстенная ветка рухнет на контактные сети. А то, глядишь, у маршрутки, которая скачет впереди вагона по рельсам, отвалится колесо: срочно приезжай и оттаскивай горе-машину с путей.

По словам Сергея Торопова, начальника АВС, число аварийных вызовов у нее остается практически неизменным – около 5 тысяч в год. Вроде бы странно: по идее, оно должно уменьшаться, ведь рельсовый транспорт в Петербурге развивается. Происходит обновление подвижного состава, стального полотна и контактной сети. Но, с другой стороны, машин на дорогах становится больше, трафик непрерывно растет. Чего не скажешь о культуре вождения лихачей, которые норовят подрезать трамвай, провоцируя столкновение. Каждый второй случай, когда аварийщики едут на место происшествия по сигналу тревоги, связан с ДТП – пострадал ли при этом вагон или остался цел, но все же остановился посреди улицы.

«Что плохо – синих мигалок подобные службы в России лишились больше десяти лет назад, – сетует Торопов. – По всем видам наших работ для всех этапов существуют жесткие нормативы, на основе которых составлены технологические карты, и все операции расписаны по секундам. Но даже с навигатором трамвайная «неотложка» может теперь угодить в пробку».

Приоритета на дорогах она уже не имеет и двигаться по выделенной для пассажирских автобусов полосе не должна. Правда, едут эти машины не с другого конца города, а с ближайшей базы АВС (всего их девять), каждая из которых обслуживает два петербургских района.

Так что чудеса изворотливости проявляют не только аварийщики – представители одной из старых в нашей стране неотложных транспортных служб, отметившей в начале нынешнего года 85-летие. Свое умение волей-неволей приходится демонстрировать, да не раз в день, и водителям громоздкой камазовской спецтехники.

Эти мастерские на колесах оснащены, учитывая пожелания заказчика – «Горэлектротранса», на все случаи жизни. Чего там только нет – от банальных домкратов до сложных грузоподъемных механизмов и бензорезов, способных легко, как бумагу, разрезать железо, а если надо, то и бетонную опору.

Пожалуй, вся линейка такой техники была представлена на конкурсе профмастерства (в нем участвовали, пройдя нелегкий отбор, две лучшие бригады), состоявшемся в Василеостровском трамвайном парке. В том числе гордость АВС – локомобиль Unimog немецкого производства, который может передвигаться и обычным путем, крутя колеса, и по рельсам, встав на опорные ролики, чтобы быстро подъехать, невзирая на пробки, и утащить за собой неисправный вагон.

И на каждой из машин – как на рукавах черно-оранжевой спецодежды аварийщиков – красовалась эмблема этой службы: голова носорога.

«Почему носорог? Это, казалось бы неповоротливое, животное в действительности очень проворно и силой не обделено, – вступает в разговор Александр Савельев, возглавляющий одну из бригад АВС. – Вот и у нас есть, скажем, переносные гидравлические станции, которым тяжести нипочем. С их помощью можно поднять 60 тонн – больше, чем весит самый тяжелый вагон».

Однако на сей раз аварийщикам предстояло показать свое мастерство, применив другой способ. По легенде, у двухсекционного трамвая на маршруте вышла из строя колесная пара (причин тому много: поломка редуктора, тормозного механизма и т. д.). Его следовало приподнять, подогнав автомобиль с гидроподъемником, и «нежно» поставить на особую, сделанную для низкопольных вагонов аварийную тележку. У современного подвижного состава каждая колесная пара имеет двигатель, и доставить своим ходом такую технику в парк куда проще.

Новехонькие «Богатыри» поломкам, считай, не подвержены – разве что электроника начнет вдруг чудить. Трамваев этой инновационной модели в Петербурге покуда немного – полтора десятка. Но на «сотом» маршруте они ходят с интервалом три минуты, а при таком графике любая неисправность враз остановит всю линию. К тому же число их растет (трехсекционных «Витязей» тоже становится больше). А значит, к их ремонту нужно быть готовым: так почему бы лишний раз не потренироваться?

Но вот судьи дали отмашку, и конкурсанты кинулись к двум «богатырским» трамваям. Минута-другая – поставили вокруг них, ограждая, дорожные знаки и полосатые конусы. Еще три-четыре минуты – установили винтовые траверсы, позволяющие зафиксировать при буксировке трамвайное сочленение.

При этом каждый выполнял свое дело четко, без суеты – подобно тому, как в оркестре музыканты ведут свою партию. Хотя на все им давалось 15 минут, и обе бригады в этот срок вполне уложились.

Но быстрота тут не главное, поясняет руководитель АВС, важнее выполнить все без помарок, с соблюдением регламента и правил безопасности. Поэтому при более-менее равных темпах работы бригада Николая Тарасенко, получившая больше баллов, и стала победителем этого постоянного профессионального конкурса.


#служба #специалисты #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7005) от 08.09.2021 под заголовком «Как поднять «Богатыря»».


Комментарии