Смелый Вильнюс. Зачем Литва провоцирует конфликт с Китаем

Маленькое прибалтийское государство вот уже несколько недель остается в фокусе внимания западной прессы и международной общественности. Чуть только стали затихать пограничные страстис мигрантами на границе с Белоруссией, как власти Литвы дали новый повод для обсуждения. На этот раз они вполне осознанно ввязались в политическое противостояние с Поднебесной.

Смелый Вильнюс. Зачем Литва провоцирует конфликт с Китаем | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Литва недавно приняла решение разрешить тайваньским властям открыть в стране представительство Тайваня, что, по мнению Пекина, является прямым нарушением обещания придерживаться принципа одного Китая, данного Вильнюсом во время установления дипломатических отношений с КНР в 1991 году. Естественно, этот шаг не остался без внимания официального Пекина. На прошлой неделе министерство иностранных дел КНР объявило об отзыве своего посла из Литвы.

«Правительство Литвы, невзирая на неоднократные представления китайской стороны и предупреждения о последствиях, заявило, что разрешит тайваньской администрации открыть «представительство» от имени «Тайваня». Это стало грубым нарушением принципов коммюнике об установлении дипломатических отношений между двумя странами и нанесло серьезный ущерб суверенитету и территориальной целостности Китая», –  говорится в заявлении МИД КНР.

Буквально на следующий день после демарша официальных дипломатических органов в рупоре китайских властей газете «Женьминь жибао» вышла редакционная статья с красноречивым заголовком «Литва играет с огнем в вопросе Тайваня», в которой дается расширенная оценка действий Вильнюса. «Те лица, которые приняли вышеуказанное решение в Литве, не должны рассчитывать на вознаграждение за свои провокации. Вместо этого они в конечном итоге расплатятся за свою безрассудность. Во-первых, вопрос Тайваня затрагивает коренные интересы Китая, по которым не может быть компромиссов. Отзыв Пекином своего посла является лишь строгим предупреждением. Если правительство Литвы не исправит свою ошибку, Китаю придется предпринять дальнейшие шаги. Во-вторых, те расчетливые литовские политики, которые пытаются польстить Вашингтону, не должны считать за само собой разумеющееся то, что их американские хозяева всегда будут стоять за ними. В истории много примеров того, как США бросали своих верных слуг, когда видели необходимость отстаивать собственные интересы. Для этих литовских политиков еще не поздно наверстать пропущенные уроки истории. В-третьих, еще более смешным является то, что Литва поощряет другие страны региона следовать ее ошибочным шагам в проблеме Тайваня. Литва совершенно неверно понимает общую ситуацию».

В министерстве иностранных дел Литвы отреагировали вяло и не очень убедительно: «Выражая сожаление по поводу такого шага Китая, министерство иностранных дел Литвы пользуется этой возможностью, чтобы подтвердить, что в соответствии с принципом «Один Китай» Литва намерена развивать взаимовыгодные связи с Тайванем, как это делают многие другие страны Европейского союза и остального мира».

Скандал с представительством Тайваня –  далеко не первый в отношениях Литвы и Китая за последние годы. При этом следует отметить, что инициатором обострения отношений всякий раз был именно Вильнюс. На фоне ухудшения американо-китайских отношений литовцы сразу поддержали США и стали продвигать их позицию в Евросоюзе. Уже в 2019 году департамент госбезопасности Литвы выпустил доклад, в котором определил действия КНР как угрозу национальной безопасности. Новый президент Литвы Гитанас Науседа объявил, что китайские вложения в литовские порты –  это не новая перспектива, а большая угроза. Корпорацию Huawei, собиравшуюся развернуть в стране сеть мобильной связи пятого поколения, обвинили в шпионской деятельности. К ужасу литовских бизнесменов, проект, обещавший сказочные барыши, свернули. После парламентских выборов прошлого года в Литве, на которых победило движение «Союз Отечества –  Христианские демократы», курс на конфликт с Китаем окончательно закрепился. Весной нынешнего года литовские парламентарии подняли вопрос о притеснениях уйгуров в Китае. Тогда же Вильнюс первым вышел из механизма сотрудничества стран Восточной и Центральной Европы с КНР проекта «17+1» и в числе первых публично поднял проблему китайского шпионажа.

Эксперты считают, что Китай явно не оставит без внимания демарш Литвы, хотя до разрыва дипломатических отношений дело вряд ли дойдет. «Это беспрецедентный шаг Пекина. Ранее китайская дипломатия среди своих инструментов не использовала отзыв посла. Такой шаг свидетельствует о том, что ее характер стал более решительным, более настойчивым в отстаивании своей позиции в мире. Тем более что ранее власти не рассматривали возможность отозвать посла из страны –  члена ЕС, коей является Литва», –  полагает китаевед Николай Вавилов.

По его мнению, смысл противоречий между Китаем и Литвой не сводится только к тайваньскому вопросу. «Вильнюс долгие годы пытался сформировать максимально антикитайскую позицию среди всех членов ЕС по уйгурскому, тибетскому и другим вопросам, касающимся защиты прав человека в Китае. Видимо, Литва преследует цель стать в глазах Вашингтона условным центром сопротивления России и Китаю в Восточной Европе», –  считает эксперт. «Что от этого выиграет Вильнюс? Вопрос неоднозначный. Литва, скорее, теряет мощный поток туристов и инвестиции в инфраструктурные проекты. При этом от Тайваня страна получит некие абстрактные вещи, ценность которых еще предстоит определить. Но говорить о полном разрыве связей между Пекином и Вильнюсом пока не приходится. Китай пытается произвести разведку боем и понять, какой будет позиция Литвы и ЕС в целом», –  резюмирует специалист.

Не считает продуманным ход Вильнюса и заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. «Литовцы, конечно, вправе принимать любые решения, в том числе касающиеся внешней политики своего государства. Но было бы неплохо еще и о последствиях подумать. Реакция Китая была предсказуема. КНР всегда очень жестко реагирует на любые действия, создающие угрозу территориальной целостности страны. А решение открыть представительство Тайваня является именно таким шагом. По словам эксперта, в литовском МИД должны были это понимать и просчитать последствия. Тем более что их соседи-латыши уже сделали такую глупость –  в 1992 году они открыли у себя представительство Тайваня. Китай отреагировал так же стремительно и жестко, как и сейчас. «Характерно, что тогда через два года тайваньское представительство латыши закрыли, причем с извинениями перед Китаем. И оснований полагать, что реакция Пекина на действия Вильнюса сегодня будет другой, нет», –  добавил Островский.

А вот профессор МГИМО Кирилл Коктыш считает, что в нынешнем конфликте Литвы и КНР Вильнюсу не стоит рассчитывать на помощь Брюсселя. «Прибалтийские страны слишком уж трепетно прислушиваются к Вашингтону, Литва не является исключением и даже по своей «чуткости» идет на первом месте. Все они во всем ориентируются на США, и это настораживает Евросоюз. Любые трудности, которые у них возникают, на самом деле на руку Брюсселю, потому что это может подорвать влияние проамерикански настроенных политических элит и приведет к усилению влияния Брюсселя на восточноевропейских членов ЕС. Поэтому они, конечно, могут помочь, а могут и не помогать. Получается, что своим поведением Литва сама загнала себя в угол», –  заключает аналитик.



#Литва #Китай #конфликт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6989) от 17.08.2021 под заголовком «Смелый Вильнюс ».


Комментарии