Амбиции и опыт. Работодатели готовы нанимать возрастных соискателей

Результаты исследования, проведенного аналитиками Академии труда и социальных отношений несколько лет назад, говорили о том, что до половины кандидатов возраста 50+ подвергаются дискриминации при приеме на работу: их шансы быть приглашенными на собеседование оказались примерно вдвое ниже, чем у тридцатилетних конкурентов. Однако ситуация на рынке труда меняется, и уже есть те, кто с радостью займет делом опытного профессионала.

Амбиции и опыт. Работодатели готовы нанимать возрастных соискателей | ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

Мода на молодых

Во время недавней Общегородской ярмарки вакансий Людмила Орлова, менеджер по подбору и оценке персонала одной из петербургских компаний, не раз говорила о том, что «мы готовы принять на работу и молодых, и пенсионеров». А ряд ее коллег на вопрос о том, имеет ли для них значение возраст соискателя, уверенно отвечают: если кандидат хорош с профессиональной точки зрения и способен вписаться в коллектив, этот критерий несущественен. Но дыма без огня не бывает...

Если вспомнить 1990-е, тогда редкое объявление о приеме на работу не содержало возрастного ограничения – до 35 лет. Но вступившие в силу в 2013-м изменения российского трудового законодательства эту практику прекратили: сейчас дискриминация по возрасту запрещена.

В реальности картина выглядит, правда, не так благостно. «Больше полугода рассылала резюме и удивлялась, почему меня, опытного специалиста, никуда не зовут, – делится 50-летняя экономист Татьяна Терпугова. – Когда «срезала» себе возраст, приглашения посыпались как из рога изобилия». «Я, специалист с образованием, хорошим знанием иностранного языка и опытом управления коллективом до 100 человек как в России, так и за границей, почти восемь месяцев не мог найти подходящую работу, – сообщает инженер Семен Варламов. – Через полгода до меня дошло, что всему виной возраст – 58 лет». И таких историй полно.

Конечно, зная требования закона, работодатели крайне редко признаются во влиянии на процесс трудоустройства такого фактора, как возраст. Варианты ухода от ответственности у них есть: всегда можно сослаться на то, что возрастной специалист не подошел по другой причине. И письменно об этом сообщать никто не будет.

Сама мода на молодых пришла в Россию в 1990-х: перемены требовали «свежей крови», и работодатели почему-то стали считать, что 40-летний специалист бесперспективен. Если учесть, что бизнес в то время стремительно рос, а у руля компаний нередко стояли 25 – 30-летние «боссы», их желание не брать на работу «пенсионеров» было понятно.

«Отчасти они были правы, поскольку молодых сотрудников проще обучать работе в конкретной компании, – говорит независимый рекрутер Светлана Клейменова. – Они чаще отличаются энергичностью и амбициозностью, быстрее адаптируются в коллективе и восприимчивы к использованию новых технологий». Но вскоре выяснилось, что молодые кадры не без изъяна. Что они подчас безответственны. Не всегда в ладах с дисциплиной. И склонны к авантюрам, последствия которых потом приходится долго расхлебывать.

Кадровый коктейль

Не зря в условиях нынешней нехватки сотрудников в компаниях смекнули: опытные и ответственные специалисты «серебряного» возраста вовсе не балласт. А в правильном сочетании с молодыми этот кадровый коктейль вообще может творить чудеса.

При этом опыт и отношение к работе не единственные козыри возрастных сотрудников. «Как правило, они обладают большой базой полезных профессиональных контактов, высоким уровнем квалификации и очень заинтересованы в получении места, – отмечает Клейменова. – Если к этому добавить умеренный зарплатный «аппетит», лояльность к правилам бизнеса и готовность делиться опытом, то «серебряный» кандидат вполне может прийтись ко двору». «Рынок труда изменился – работодатели стали чаще обращать внимание на соискателей старшего возраста», – говорит и коммерческий директор одного из «работных» интернет-сервисов Владимир Корицкий.

Это подтверждает статистика: сейчас двое из трех работодателей не против рассмотреть кандидатуру, если соискатель старше 50 лет обладает теми качествами, которые были названы. А если он готов учиться и осваивать, к примеру, современные информационные технологии, отказывать в месте вообще вряд ли станут. Причем в ряде отраслей (на производстве, в системе образования, на госслужбе и т. д.) возрастным работникам были бы особенно рады, поскольку молодежь туда идет «со скрипом». «В условиях дефицита кадров компании будут обращать внимание на результаты, которые человек может принести бизнесу, а не на возраст и пол», – уверен президент экспертного клуба Центра стратегических разработок Виктор Михайлов.

Уметь подать себя

Вместе с тем эксперты замечают: даже квалифицированные возрастные специалисты зачастую не могут себя «продать». «Порой они не считают нужным учиться презентовать себя, – полагает психолог Анастасия Кремлева. – Поэтому и проигрывают: имидж – не все, но имеет значение».

Специалист советует: если вы действительно хотите работать и обладаете необходимыми компетенциями, добавьте к ним современные навыки. Умение подать себя. Владение современными технологиями. Готовность учиться у тех, кто моложе. Как считает Виктор Михайлов, чтобы оставаться востребованным специалистом, в старшем возрасте важно умение работать над собой и развивать нужные здесь и сейчас компетенции и навыки, так как необходимо выдерживать современный рабочий ритм.

И все возможности для этого созданы: Служба занятости, к примеру, организовала для возрастных петербуржцев (в частности, предпенсионеров) массу курсов разной продолжительности, на которых можно бесплатно и квалификацию повысить, и новую профессию получить. Как недавно напомнил Николай Рогачев, первый заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Петербурга, «перечень специальностей очень широкий и охватывает почти все сферы рынка труда».

Недавно в число участников программы по содействию занятости населения, к примеру, вошел петербургский филиал Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС): в рамках договоренности с профильным комитетом Смольного он уже формирует группы и готов начать обучение в мае. «К реализации проекта привлечены не только штатные преподаватели, но и действующие управленцы, которые, возможно, станут для слушателей и работодателями», – сообщила декан факультета дополнительного профессионального образования Северо-Западного института управления РАНХиГС Лариса Каранатова.

#работа #сотрудники #офис

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (6907) от 20.04.2021 под заголовком «Скрестить амбиции с опытом».


Комментарии