Шаг навстречу Пекину. На Тайване прошли местные выборы

Это первые в его истории всенародные муниципальные выборы, которые сама президент страны Цай Инвэнь обозначила как референдум на доверие ее шестилетнему нахождению у власти, а заодно и как проверку правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП), во главе которой она стоит. Аналитики еще более подняли планку этих выборов, посчитав, что островитяне, отдав свои голоса той или иной политической партии, сделают свой выбор и пути развития всей 24‑миллионной страны.

Шаг навстречу Пекину. На Тайване прошли местные выборы | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Стороннему наблюдателю может показаться, что муниципальные выборы, как правило, решают более мелкие вопросы, чем путь развития страны. Однако так сложилось, что для нынешнего Тайваня эти выборы имели принципиальное значение. Следует отметить, что политическая сис­тема Тайваня во многом похожа на американскую, хотя обладает рядом особенностей: президент является ключевой фигурой, однако парламент имеет множество рычагов влияния. Главных партий две: Демократическая прогрессивная, ориентирующаяся на США, и «Гоминьдан», который в настоящее время более лояльно относится к КНР и сотрудничеству с ней. Остальные политические силы играют роль примыкающих и набирают обычно до пяти — семи процентов.

Президент страны Цай Инвэнь в 2020 году избралась на второй, и последний по конституции, срок. Ее политика раздражала Пекин все годы ее правления: она сумела похоронить многие его надежды, которые появились при ее предшественнике из «Гоминьдана» Ма Инцзю, который в 2015 году даже провел встречу с лидером КНР Си Цзиньпином.

Начало правления ДПП совпало с приходом к власти в США Дональда Трампа, который бросил вызов Пекину, проводя политику поддержки тех игроков, которые способны подключиться к сдерживанию Китая. Готовый играть в эту игру Тайвань стал для Вашингтона ценным активом, на чем и пыталась все последние годы сыграть действующая администрация на острове, получая от США растущую политическую поддержку и внушительную военную помощь. Кульминацией медового месяца в отношениях Вашингтона и Тайбэя, растянувшегося на годы и продолжившегося в период правления Джо Байдена, стал состоявшийся в августе визит на остров спикера палаты представителей Нэнси Пелоси. В ходе визита высокопоставленного американского политика на остров Цай Инвэнь сделала новые резкие заявления в адрес КНР, в то время как китайская сторона, вопреки ожиданиям многих, так и не рискнула пойти на решительные действия.

Жители острова выбирали мэров городов, глав уездов, сельских и волостных управ, микрорайонов, народных представителей общин коренных народов и депутатов городских и уездных собраний — всего порядка 11 тысяч чиновников разных уровней. Проголосовать могли 19,13 миллиона человек старше 20 лет, явка составила всего 60 процентов — сравнительно мало для местных выборов на Тайване.

Похоже, что госпожа Цай посчитала, что ее поддержка со стороны американцев поможет ее партии победить на муниципальных выборах. Она лично включилась в предвыборную кампанию и построила ее таким образом, что в центре внимания оказались не вопросы местной жизни, а именно отношения с материковым Китаем. Более того, в послании к избирателям Цай заявила, что голосовать за кандидатов ДПП — это все равно что голосовать за нее саму. Такая стратегия оказалась неверной и привела ее к поражению.

На прошедших выборах возглавляемая ею ДПП потерпела сокрушительное поражение, завоевав лишь пять из 21 мандата глав городов и муниципалитетов, в то время как «Гоминьдан» получил 13 мандатов. Характерно, что кандидаты «Гоминьдана» заняли кресла мэров в четырех из шести крупнейших городов острова — в столице Тайбэе, а также Синьбэе, Таоюане и Тайчжуне. Голосование в городе Цзяи перенесено на 18 декабря из‑за смерти одного из кандидатов, однако прогнозы и здесь сулят победу «Гоминьдану». Два места получили независимые кандидаты.

После объявления итогов выборов Цай Инвэнь выступила с обращением, взяв на себя ответственность за провал правящей партии и объявив об уходе с поста председателя ДПП, который она занимала с мая 2020 года. При этом она останется на посту президента Тайваня до новых выборов, которые пройдут через 14 месяцев — в начале 2024 года. Об остроте реакции на поражение действующей партии свидетельствует и тот факт, что о готовности уйти в отставку также заявил премьер-министр острова Су Чжэньчан, однако Цай Инвэнь отставку не приняла, попросив его остаться на своем посту для того, чтобы не допустить резкой смены политического курса.

Парадоксом во всей этой ситуации выглядит то, что много лет сражавшийся в гражданской войне с коммунистами «Гоминьдан» сейчас выступает за тесное сотрудничество с ними. Более того, многие аналитики полагают, что на исход прошедших выборов повлияла новая звезда тайваньского политического небосклона — правнук генералиссимуса Чан Кайши. Тот был лидером Китая во время войны с Японией и гражданской войны с коммунистами. Противоборство с Мао Цзэдуном Чан Кайши проиграл, бежал со своими чиновниками на Тайвань, который в результате десятки лет возглавляла «Гоминьдан», партия генералиссимуса. Кстати, в ее уставе до сих пор есть призыв к объединению Китая.

Молодому Чану 43 года. Эксперты считают, что он может помочь возрождению популярности «Гоминьдана», который возглавлял его предок. Прежде чем нырнуть вглубь тайваньской политики, Чан работал в США юристом. Интересно, что и с Россией он, можно сказать, связан фамильными узами. Женой Цзян Цзинго, сына Чан Кайши, который после смерти отца стал президентом Тайваня, была русская Фаина Вихрева. Они познакомились на «Уралмаше» в 1930‑е годы.

Нынешние выборы прошли на фоне обострения отношений между Китаем и Тайванем. В октяб­ре на съезде КПК партия записала в своем уставе, что не допустит провозглашения островом независимости. В свою очередь госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил, что Китай пытается ускорить захват Тайваня. Многочисленные соцопросы при этом говорят, что большинство тайваньцев хотят сохранять статус-кво и ни воссоединения, ни провозглашения независимос­ти, напротив, не хотят.

Несмотря на поражение на местных выборах, перспективы новых президентских выборов, которые должны состояться в 2024 году, так и не прояснились. Ведь Цай, возглавлявшая страну с 2016 года, больше, согласно конституции, не сможет в них участвовать, а способен ли правнук Чан Кайши набрать к этому времени политический вес, достаточный для победы, неизвестно.


#Тайвань #выборы #остров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7309) от 30.11.2022 под заголовком «Шаг навстречу Пекину».


Комментарии