Саудовская Аравия оказалась в финансовом кризисе

Недавно министр экономики Саудовской Аравии объявил, что правительство страны вынуждено пойти на непопулярные меры: повысить НДС в три раза и прекратить ежемесячные социальные выплаты подданным королевства. Такое решение он объяснил резким падением цен на нефть и пандемией коронавируса.

Саудовская Аравия оказалась в финансовом кризисе | Фото Валерия Шарифулина/ТАСС

Фото Валерия Шарифулина/ТАСС

Другими словами, власти признали наличие в стране экономического кризиса и предложили населению подтянуть пояса и раскошелиться. Кроме того, отложены и амбициозные планы государства по снижению нефтяной зависимости. Отложены, похоже, надолго.

Повышение в три раза налога на добавленную стоимость первыми почувствуют обычные граждане, привыкшие за последние десятилетия к тому, что государство все время заботилось о них. Еще два года назад страна, безбедно живущая за счет нефтяной ренты, вообще не знала, что такое НДС. Однако в 2018 году такой налог ввели - правда, небольшой, всего 5%. С 1 июля НДС вырастет до 15%. Более того, с 1 июня в стране отменяются выплаты пособия прожиточного минимума, так называемой надбавки за дороговизну жизни. Оно составляло 1000 риалов в месяц (266 долларов, или 20 тыс. рублей) для госслужащих и военных. Собственно, это пособие было установлено впервые в 2018 году для того, чтобы компенсировать появление пятипроцентного налога для бюджетников и рост цен на бензин. Теперь граждане этого лишаются. Увеличение налога на добавленную стоимость автоматически вызовет рост цен на абсолютное большинство товаров и услуг и тем самым неизбежно приведет к ощутимому снижению покупательной способности населения.

По сути, власти Саудовской Аравии расписываются в провале реформы 2018 года, которая была направлена на диверсификацию доходов страны. Введение НДС и было частью пакета реформ. Тогда же появились налог для иностранных работников и акциз на безалкогольные напитки и табак. Реформа-2018 была частью более глобальной стратегии Vision-2030 по радикальному реформированию экономики, придуманной четыре года назад наследным принцем Мухаммедом бен Салманом. Он обещал, что уже к 2020 году страна начнет жить без нефти и ей станет все равно, какие будут цены на сырье. Некоторые шаги в этом направлении были предприняты, доля доходов не от нефти увеличилась, но, по данным зарубежных СМИ, бюджет Саудовской Аравии до сих пор формируется на 85 - 90% за счет доходов от продажи углеводородов. Теперь становится ясным, что начавшийся четыре года назад переход неминуемо замедлится, возможно, даже существенно, и надежды многих саудовцев, особенно молодых, вскоре получить привлекательные и хорошо оплачиваемые рабочие места в перспективных отраслях вне нефтяного сектора могут и не сбыться. Более того, по информации влиятельной немецкой экономической газеты Handelsblatt, в новых условиях саудовское правительство разрешило фирмам на 40% урезать зарплаты и упростило для предприятий процедуру сокращения штатов в том случае, если за шесть месяцев не наступит улучшение экономических показателей.

На данный момент объем золотовалютных резервов Саудовской Аравии составляет $460 миллиардов. Учитывая довольно скромное население (если считать только граждан, оно едва превышает 20 млн человек), эта сумма выглядит весьма солидно. Однако нужно понимать, что для Саудовской Аравии необходимо поддерживать привязку риала к доллару. В отличие от других стран, в том числе и ориентированных на экспорт сырья, королевство просто не может себе позволить девальвировать национальную валюту. Ведь практически все, кроме нефти, арабское государство ввозит из-за рубежа. Если курс упадет, то экономика попросту рухнет. Чтобы валютные спекулянты не обрушили курс, Саудовская Аравия должна иметь существенный финансовый запас. Речь идет о сумме около $300 миллиардов.

Таким образом, реально тратить деньги из резервов правительство может только сверх этой суммы. Если таяние резервов продолжится теми же темпами, что и сейчас, страна рискует остаться без свободных денег в течение года-двух. С учетом нынешних цен на нефть и слабых надежд на то, что они приблизятся хотя бы к $50 за бочку, перспектива становится более чем реальной.

Отдельная серьезная проблема для королевства - дефицитный бюджет страны. Министерство финансов уже заявило, что намерено уменьшить в нынешнем году госрасходы на 26,6 млрд долларов. Это составляет примерно 10% от бюджета на нынешний год. Но даже при таких сокращениях дефицит государственного бюджета может превысить 112 миллиардов долларов и достигнуть, по подсчетам саудовского банка Jadwa Investments, 15,7% валового внутреннего продукта. Для сравнения: согласно действующим в еврозоне критериям финансовой стабильности, дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП. Так что данный показатель будет в текущем году в Саудовской Аравии просто зашкаливать.

Характерно, что практически одна пятая бюджета - военные расходы, в том числе на перевооружение и войну в Йемене. ОАЭ уже вывели свои войска из этой страны. Саудовская Аравия пока объявила о прекращении огня на время Рамадана. Вопрос, смогут ли саудовские власти снизить расходы на закупку вооружения, так как во многом на оборонных контрактах с США держится лояльность администрации президента Трампа по отношению к Мухаммеду бен Салману. Ведь ради контрактов в Белом доме неоднократно закрывали глаза на нарушение прав человека в Саудовской Аравии.

Карантин, который был объявлен саудовскими властями из-за пандемии коронавируса (страна занимает первое место по числу инфицированных среди арабских государств - более 52 тысяч случаев), сильно ударил по второму важному источнику валюты и бюджетных доходов - религиозному туризму. Он приносил королевству порядка 11 млрд долларов ежегодно. А теперь сотни тысяч паломников-мусульман, собиравшихся в этом году на хадж, так и не смогли прибыть в страну, и только выручка гостиниц в Мекке и Медине сократилась в несколько раз.

Казалось бы, дела королевства идут хуже некуда. Но недавно из Эр-Рияда стали приходить сведения, что саудовские инвесторы вкладывают миллиарды долларов в скупку акций европейских и канадских нефтяных компаний. Это может показаться довольно странным занятием на фоне катастрофического падения цен на нефть и финансовых проблем внутри страны, однако факт остается фактом. В апреле на лентах западных информационных агентств появились сообщения о том, что саудовский государственный инвестиционный фонд выкупил на биржах небольшие, но значимые пакеты акций нефтяных компаний Equinor AS (Норвегия), Royal Dutch Shell PLC (Великобритания - Нидерланды), Total SA (Франция) и Eni (Италия). А в минувшую субботу агентство Bloomberg сообщило о том, что Эр-Рияд теперь является миноритарным акционером в ведущих канадских нефтяных компаниях, чьи акции были скуплены как раз в период их максимальной дешевизны, на фоне ухода цен на нефть в зону отрицательных значений.

Как считают аналитики, саудовские власти решили сыграть в очень рискованную игру - поменять часть своих тающих валютных запасов на акции западных нефтяных компаний в надежде на скорое восстановление спроса на углеводороды. Очень смелое решение с непредсказуемым результатом.

#Саудовская Аравия #финансы #кризис

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6684) от 22.05.2020 под заголовком «Как саудиты влезли в кризис».


Комментарии