«Сарафанный» маркетинг. Новости продовольственного рынка-2022

Взять на испуг доверчивого потребителя очень просто. Достаточно некоему официальному лицу заявить, что отпускные и оптовые цены на такой‑то товар демонстрируют заметный рост, а «со следующего месяца эта тенденция будет еще более ощутимой». За такое заявление наверняка зацепятся информационные агентства, которые в свою очередь постараются придумать заголовок пострашнее. Вроде «Продукт ожидает рекордное подорожание!». Чем выше прогноз подорожания «в процентах», тем больше гарантий возникновения ажиотажного спроса.

«Сарафанный» маркетинг. Новости продовольственного рынка-2022 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Кофе остался без сахара

Самым «ажиотажным» продуктом в минувшем году стал сахар. В марте начались перебои с его поставками. Скакнула и цена — причем основательно: с 50 – 56 рублей за килограмм до 80 целковых. В некоторых супермаркетах наблюдательные покупатели зафиксировали ценник аж 92 руб./кг. Тем не менее на следующий день и эти полки были уже пусты…

Минсельхоз в оперативном порядке собрал совещание, пригласив на него представителей торговых сетей. Выяснилось: сахара мало потому, что его производители — сахароперерабатывающие заводы — сократили поставки. Будто бы не успевают фасовать товар для продажи. Тут же вспомнили и о спекулятивной скупке — назвали торговые точки, где физические лица скупали сахар тоннами… Поэтому, как в старые и не очень добрые времена, решили ограничить продажу: сначала по пять кило в одни руки, позже и вовсе снизили норму до двух.

Меньше чем за полгода сахар в торговой рознице Петербурга поднялся в цене на 26 %. И только с начала осени стал возвращаться в прежние ценовые рамки. Благо по итогам минувшей уборочной страды Россия собрала более 40 миллионов тонн «сладкой» свек­лы. Этого сырья вполне достаточно, чтобы произвести из него 5,6 миллиона тонн сахара, необходимого для покрытия потребностей внутреннего рынка страны. Останется еще и на экспорт.

Всерьез припугнули в прошлом году российских кофеманов. Панику попытались посеять некоторые игроки рынка, говоря о возникших сложностях при импорте кофейных зерен в Россию — дескать, санкции и падение курса рубля. Речь шла о сырье — зеленых кофейных зернах, которые поставляются из‑за рубежа для дальнейшего производства жареного, молотого и растворимого кофе на предприятиях России.

Разрядить ситуацию тогда попытался генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия, заявивший, что — дословно: «Политических рисков для поставок кофе-сырья в Россию нет, поскольку основные страны-производители находятся в Латинской Америке, Африке и Юго-Восточной Азии, и они не присоединились к антироссийским санкциям». Но при этом признался, что общая экономическая ситуация все‑таки оказывает влияние на поставки.

В итоге реальных «кофейных» перебоев в торговых сетях не случилось. Хотя на протяжении нескольких месяцев продукт дорожал, причем ощутимо: в среднем на 15 % к началу года. Сегодня средняя стоимость 100 граммов натурального растворимого кофе, по данным Петростата, 365 руб­лей. Но тут надо отдать должное рознице: ценовые скидки на кофе в наших магазинах — к счастью и радости потребителя — явление постоянное.

«Жесткий» дискаунтер

«Пальмовый» кризис, случившийся в мире в прошлом году, не мог не отразиться на нашей пищевой промышленности, крепко подсевшей на пальмовое масло. Этот продукт вдруг оказался в дефиците: приостановила экспорт Индонезия, ведущий мировой производитель. Не только в Россию, но и в прочие страны-импортеры.

Эксперты российского масложирового рынка успокаивали: «Наша страна полностью обеспечена отечественным сырьем!». Да, это не тропические масла. Но есть подсолнечное, соевое, рапсовое… Пищевики против своего масла не возражали, но — с оговорками. Есть множество тонких технологических моментов, которые не позволяют в одночасье отказаться от «пальмы».

Самой зависимой от нее стала кондитерская промышленность. Не обходится без «пальмы» производство маргаринов и так называемых легких масел (спредов), мороженого, майонезов, разного рода «творожков». В вафельных изделиях, к примеру, шоколадная, ванильная, сгущено-молочная и иже с ними прослойки щедро приправлены пальмовым маслом. Чипсы, крекеры, многие блюда быстрого приготовления — тоже на «пальме».

Вскоре Индонезия навела, как могла, порядок в своей пальмо-масляной отрасли. И возобновила экспорт продукции. Но уже по повышенным ценам. Как следствие — подорожали все продукты российского производства, в которых используется чужестранное масло.

Но и потребительский спрос на подорожавшие продукты заметно снизился. «Потребители стали больше экономить», — констатировали в Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз»).

Есть несколько моделей или вариантов экономии. Прижимистый покупатель предпочитает их сочетание — это и переход на собственные торговые марки сетей или более дешевые бренды/товары, и поиск более выгодных предложений (акций и промо) как в офлайн-, так и в онлайн-каналах, и покупки в хард-дискаунтерах.

С понятием «хард-дискаунтер», возможно, кто‑то сталкивается впервые, хотя завсегдатаями таких торговых точек успели стать многие. Так вот, хард-дискаунтеры, или «жесткие» дискаунтеры, — это магазины самообслуживания с товарами повседневного спроса и низкими ценами. От «мягких» дискаунтеров — «Пятерочек», «Магнитов», «Верных» и прочих «магазинов у дома» — они отличаются простым оформлением торгового зала, в котором продукция выставляется не на стеллажах, а на паллетах. В них мало обслуживающего персонала.

Простота выкладки, экономия на персонале, безусловно, сказываются на цене. Но основной фактор, понижающий ее, — прямая договоренность с поставщиками продукции. Товар поступает сразу в магазин, минуя посредников и перекупщиков.

Эксперты продовольственного рынка, кроме того, подмечают некоторое перераспределение спроса. Например, в молочной категории снижаются продажи творожных десертов, питьевых ­йогуртов, но при этом растет спрос на «ключевые» молоко, сметану и сливочное масло. А вот на мясном рынке увеличивается реализация сырокопченых колбас в нарезке и мясных снеков. Да и в целом продажи мясной продукции в 2022 году сохранились на уровне 2021 года. Правда, более востребованным стал товар, затаренный в упаковку меньшего формата.

Завтрак в зерновой системе

Сегодня на испуг берут любителей готовых сухих завтраков из хлопьев, мюсли и гранолы. Испуг — предупредительный: перечисленные продукты могут исчезнуть с прилавков не завтра-послезавтра, а весной. Такую перспективу обозначила Ассоциация производителей фирменных торговых марок («Русбренд») в письме, адресованном Минсельхозу.

Суть вот в чем. Осенью прошлого года Минсельхоз запустил государственную информационную систему контроля «Зерно». С ее помощью регулятор намерен отслеживать весь оборот пшеницы, ячменя, бобовых и прочих зерновых культур, а также товаров из них. В ведомстве уверены, что такой подход позволит бороться с нелегальной продукцией. Для сравнения: вспомним известную систему «Меркурий», которая способна отследить путь молочной продукции от коровы до прилавка.

Так и тут. На первом этапе к системе подключили аграриев, выращивающих зерно. А с 1 марта 2023 года к ним должны присоединиться производители готовой продукции, в составе которой использовались зерновые культуры. У аналитиков из «Русбренда» большие и четко аргументированные сомнения в том, что производители успеют сделать это к намеченному сроку. Ассоциация просит Минсельхоз дать отсрочку на полгода. Если послабления не будет, то готовую продукцию просто не допустят до прилавков.

Минсельхоз послаблений не делает. Во всяком случае пока… Не придется ли любителям сухих завтраков переходить на утренние каши из «сертифицированного» зерна? Из овса, например. А что? Овсянка — неплохой вариант.

Однако овсянка, овсяные хлопья — тоже переработанный зерновой продукт, который должен быть зарегистрирован в системе «Зерно». Круг замыкается…

По прописанным принципам современного товароведения, все сухие завтраки делятся на несколько видов. Главный — хлопья. Делают их из очищенного зерна: сначала его перемалывают в муку, потом варят с добавлением сахара и соли и под прессом превращают в тонкие лепестки. Если хлопья из кукурузы, то их обжаривают и они становятся хрустящими. Если покрыть еще и сахарной глазурью, то надолго сохранят форму.

У любимых детских сухих завтраков состав тот же, что и у хлопьев, только форма разная — шарики, колечки, подушечки с начинкой.

Наконец, мюсли. По сути, это смесь из овсяных и других плющеных зерен, дополненная кусочками сушеных фруктов и ягод, измельченными орехами. Злаки не проходят термической обработки, сохраняют большую часть важных пищевых веществ. Ну а гранола — те же мюсли, только запеченные.

«Все‑таки настоящая каша лучше любого сухого завтрака», — скажет человек старой закалки и традиционных пищевых предпочтений. И любой диетолог его поддержит. Но реальность такова: на сухие завтраки подсела немалая часть наших соотечественников.

#продукты #продовольствие #новости

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7335) от 16.01.2023 под заголовком ««Сарафанный» маркетинг».


Комментарии