С ветерком не прокатит. Электросамокаты наконец‑то вписали в ПДД
Отныне все, кто предпочитает перемещаться на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях и моноколесах, перестали быть пешеходами. Теперь они — полноправные участники дорожного движения. А значит, каждый владелец средства индивидуальной мобильности (СИМ) обязан соблюдать ряд правил. То есть четко знать, где можно ездить и с какой скоростью.

ФОТО Pixabay
Напомним, ввести в правовые рамки новомодные уличные развлечения пытаются уже несколько лет. Еще в 2019‑м Минтранс подготовил проект поправок к ПДД, согласно которому электросамокаты, моноколеса, гироскутеры выделялись в особую категорию средств индивидуальной мобильности. В ведомстве, в частности, предлагали определить места, где можно на них передвигаться, и прописать скоростной режим.
Например, по задумке Минтранса, ребенок до семи лет мог бы кататься на самокате по тротуару. Подросток от 7 до 14 лет — двигаться по велосипедным дорожкам. А те, кому больше 14 лет, получили бы право даже выезжать на проезжую часть или двигаться по обочинам. При этом скорость движения таких устройств в потоке пешеходов не должна была превышать 20 км/час.
Однако время шло, а проект с мертвой точки так и не сдвигался. Хотя электросамокатов на городских улицах за это время стало больше в разы. Как следствие — увеличилось и количество ДТП с ними. Так, по данным МВД, только за первую половину нынешнего года в России зарегистрировали 370 ДТП с участием людей, передвигавшихся на СИМ. По сравнению с тем же периодом 2021‑го их число выросло почти втрое — на 174 %. Возможно, именно этот факт и заставил власти вновь вернуться к давно назревшему вопросу.
Во всяком случае 7 октября правительство утвердило изменения в Правила дорожного движения, которые строго ограничивают этот вид передвижения.
В частности, в документе, опубликованном на сайте правительства РФ, прописано, что средства индивидуальной мобильности (именно так теперь официально называются самокаты, моноколеса и сегвеи) могут развивать скорость не более 25 километров в час. Вес устройства должен быть не больше 35 килограммов. То есть с тротуаров должны уйти тяжелые самокаты с сиденьями, которые больше напоминают скутеры. Они могут ехать только по дорогам — по правому краю проезжей части. Что вполне логично.
При этом по проезжей части могут (как и в случае с велосипедами) ездить только «наездники» старше 14 лет. На самокате обязаны быть работающие тормоза, передняя фара белого цвета и задний красный фонарь.
И еще один момент: если на какой‑то улице запрещено велодвижение — СИМ это тоже касается.
Теперь вернемся к «легковесам» до 35 кг. В документе отмечается, что движение таких видов транспорта будет регулироваться специальными дорожными знаками. Они станут оповещать, где можно проехать, а где нельзя. Причем «решение об установке знаков будут принимать местные власти».
В пешеходных зонах приоритет однозначно отдается «безмоторным».
«Водители средств индивидуальной мобильности должны будут рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сегвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться», — сообщается на сайте правительства.
Иначе говоря: по зебре только пешком, ведя электросамокат в поводу.
«Новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Люди, использующие их, по‑прежнему приравниваются к пешеходам», — говорится в сообщении.
Все эти нововведения, по идее, призваны «подставить подножку» любителям полихачить. Однако многие эксперты в этом сомневаются.
В частности, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин не понимает, кто и как будет контролировать соблюдение установленных ограничений скоростного режима. Комплексы фотовидеофиксации? Но ведь у электросамоката номера нет. Следовательно, вычислить, кто им управляет, невозможно. А сотрудники ГИБДД вряд ли станут ловить такого лихача с поличным. Им и на дорогах работы хватает.
Эксперт добавил, что проблему могла бы решить регистрация СИМов. Но когда до этого у властей дойдут руки, сказать сложно.
Кроме того, отметил Шапарин, остался нерешенным вопрос компенсаций, если авария произошла по вине водителя СИМа.
— Страховки у них нет, поэтому все вопросы с возмещением вреда в случае ДТП придется решать в суде, и то если получится догнать самокатчика, — подчеркнул он.
Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин и вовсе считает, что нужно не ставить ограничительные знаки в людных местах, а полностью запретить использование СИМов на тротуарах и в пешеходных зонах, выделив для этого вида транспорта отдельные полосы на дороге.
Что, в общем‑то, логично, но не исполнимо. Ибо на наших дорогах и без СИМов тесно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7272) от 10.10.2022 под заголовком «С ветерком не прокатит».
Материалы рубрики
Только после вас. В каких городах самые вежливые водители?
Профессия — композитор. Как сегодня пишут симфоническую музыку
В Петербурге заработали 300 новых комплексов контроля скорости
В Петербурге суд разрешил американцу остаться в России
Суд в Петербурге запретил видеоролики с пропагандой опасного вождения
Самое читаемое



Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.
Комментарии