С ветерком не прокатит. Электросамокаты наконец‑то вписали в ПДД

Отныне все, кто предпочитает перемещаться на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях и моноколесах, перестали быть пешеходами. Теперь они — полноправные участники дорожного движения. А значит, каждый владелец средства индивидуальной мобильности (СИМ) обязан соблюдать ряд правил. То есть четко знать, где можно ездить и с какой скоростью.

С ветерком не прокатит. Электросамокаты наконец‑то вписали в ПДД | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Напомним, ввести в правовые рамки новомодные уличные развлечения пытаются уже несколько лет. Еще в 2019‑м Минтранс подготовил проект поправок к ПДД, согласно которому электросамокаты, моноколеса, гироскутеры выделялись в особую категорию средств индивидуальной мобильности. В ведомстве, в частности, предлагали определить места, где можно на них передвигаться, и прописать скоростной режим.

Например, по задумке Минтранса, ребенок до семи лет мог бы кататься на самокате по тротуару. Подросток от 7 до 14 лет — двигаться по велосипедным дорожкам. А те, кому больше 14 лет, получили бы право даже выезжать на проезжую часть или двигаться по обочинам. При этом скорость движения таких устройств в потоке пешеходов не должна была превышать 20 км/час.

Однако время шло, а проект с мертвой точки так и не сдвигался. Хотя электросамокатов на городских улицах за это время стало больше в разы. Как следствие — увеличилось и количество ДТП с ними. Так, по данным МВД, только за первую половину нынешнего года в России зарегистрировали 370 ДТП с участием людей, передвигавшихся на СИМ. По сравнению с тем же периодом 2021‑го их число выросло почти втрое — на 174 %. Возможно, именно этот факт и заставил власти вновь вернуться к давно назревшему вопросу.

Во всяком случае 7 октября правительство утвердило изменения в Правила дорожного движения, которые строго ограничивают этот вид передвижения.

В частности, в документе, опубликованном на сайте правительства РФ, прописано, что средства индивидуальной мобильности (именно так теперь официально называются самокаты, моноколеса и сегвеи) могут развивать скорость не более 25 километров в час. Вес устройства должен быть не больше 35 килограммов. То есть с тротуаров должны уйти тяжелые самокаты с сиденьями, которые больше напоминают скутеры. Они могут ехать только по дорогам — по правому краю проезжей части. Что вполне логично.

При этом по проезжей части могут (как и в случае с велосипедами) ездить только «наездники» старше 14 лет. На самокате обязаны быть работающие тормоза, передняя фара белого цвета и задний красный фонарь.

И еще один момент: если на какой‑то улице запрещено велодвижение — СИМ это тоже касается.

Теперь вернемся к «легковесам» до 35 кг. В документе отмечается, что движение таких видов транспорта будет регулироваться специальными дорожными знаками. Они станут оповещать, где можно проехать, а где нельзя. Причем «решение об установке знаков будут принимать местные власти».

В пешеходных зонах приоритет однозначно отдается «безмоторным».

«Водители средств индивидуальной мобильности должны будут рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сегвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться», — сообщается на сайте правительства.

Иначе говоря: по зебре только пешком, ведя электросамокат в поводу.

«Новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Люди, использующие их, по‑прежнему приравниваются к пешеходам», — говорится в сообщении.

Все эти нововведения, по идее, призваны «подставить подножку» любителям полихачить. Однако многие эксперты в этом сомневаются.

В частности, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин не понимает, кто и как будет контролировать соблюдение установленных ограничений скоростного режима. Комплексы фотовидеофиксации? Но ведь у электросамоката номера нет. Следовательно, вычислить, кто им управляет, невозможно. А сотрудники ГИБДД вряд ли станут ловить такого лихача с поличным. Им и на дорогах работы хватает.

Эксперт добавил, что проблему могла бы решить регистрация ­СИМов. Но когда до этого у властей дойдут руки, сказать сложно.

Кроме того, отметил Шапарин, остался нерешенным вопрос компенсаций, если авария произошла по вине водителя СИМа.

Страховки у них нет, поэтому все вопросы с возмещением вреда в случае ДТП придется решать в суде, и то если получится догнать самокатчика, — подчеркнул он.

Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин и вовсе считает, что нужно не ставить ограничительные знаки в людных местах, а полностью запретить использование СИМов на тротуарах и в пешеходных зонах, выделив для этого вида транспорта отдельные полосы на дороге.

Что, в общем‑то, логично, но не исполнимо. Ибо на наших дорогах и без СИМов тесно.


#электросамокаты #ПДД #СИМ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7272) от 10.10.2022 под заголовком «С ветерком не прокатит».


Комментарии