С побратимами не расстаются. Чем сейчас живет Харьков?

Одна из моих петербургских подруг родом из Харькова. Когда усложнились отношения с Украиной, ей приходилось преодолевать различные пограничные и прочие препятствия, чтобы навестить больную маму. Для подруги это было еще и серьезное моральное испытание, потому что родной город стал не очень дружелюбной заграницей...

С побратимами не расстаются. Чем сейчас живет Харьков? | Игорь ДЕМЯНЕНКО. Репродукция

Игорь ДЕМЯНЕНКО. Репродукция

Как и чем сейчас живет Харьков, один из самых красивых городов Украины, обозревателю «СПб ведомостей» Людмиле ТИМОФЕЕВОЙ рассказал петербуржец Игорь ДЕМЯНЕНКО, в январе минувшего года приступивший к исполнению обязанностей руководителя Генерального консульства РФ в Харькове. До этого он работал в должности заместителя представителя МИД России в Санкт-Петербурге и преподавал на юридическом факультете СПбГУ.

– Игорь Витальевич, десять лет назад Харьков посетила внушительная петербургская делегация – тогда проходили Дни Санкт-Петербурга в Харькове, было большое количество деловых встреч и взаимовыгодных договоренностей. С тех пор многое изменилось в отношениях России и Украины... Сейчас как-то прослеживаются контакты между нашими городами на культурном или экономическом уровне?

– Петербург и Харьков – города-побратимы с 2003 года. И до сих пор жители первой украинской столицы помнят эти Дни Северной Пальмиры. Тогда была не только подарена праздничная программа от лучших представителей российской культуры, но и состоялись гуманитарные акции, реально сближавшие народы наших стран на основе общего исторического и ментального прошлого.

После 2014 года украинские, в том числе местные, власти прекратили контакты с российскими партнерами, но на социальном уровне отношения поддерживаются. Что же касается  экономических связей между регионами, то, по данным Харьковской торгово-промышленной палаты, экспортно-импортные операции с Россией проводятся, но далеко не в тех объемах, как было в прежние годы.

В качестве негативного примера могу сослаться на украинские новостные ленты, сообщившие о том, что на заводе «Электротяжмаш» прошли обыски Харьковской прокуратуры из-за того, что украинское предприятие поставляло свою продукцию (агрегаты и запчасти для тепловозов) в обход санкций на Брянский машиностроительный завод. Выводы делайте сами.

– На сайте Генерального консульства РФ в Харькове недавно появилась интересная публикация о выдающихся выходцах с Украины на дипломатической службе России. В ней упоминается много известных личностей – от Феофана Прокоповича до Валентины Матвиенко...

– Да, действительно много уроженцев Украины прославили себя на российской государственной службе, не говоря уже о сферах науки, культуры, литературы и искусства. Харьковская земля подарила миру многих выдающихся личностей. Это и певица Клавдия Шульженко, и художник Илья Репин, и композитор Исаак Дунаевский, и академик архитектуры Алексей Бекетов... Ряд исторических деятелей, родившихся в Харькове, стали знаменитостями во время жизни и работы в Петербурге. Назову для примера основоположника русской биохимии начальника Военно-медицинской академии Александра Данилевского, автора проектов храмов и дорог в Петербурге архитектора Сильвио Данини, ученого Юрия Кнорозова, открывшего миру целую цивилизацию, расшифровавшего язык майя, профессора СПбГУ Иосифа Бродского, шахматного гроссмейстера Марка Тайманова...

– Насколько я знаю, в Харькове очень многие исторические здания были построены петербургскими архитекторами. Перечислить все имена сложно, потому что их тоже очень много... Поскольку вы живете в городе уже второй год, наверное, какие-то адреса, связанные с нашими зодчими, вам известны?

– Город и сам по себе прекрасен и самодостаточен. Те из петербуржцев, кто посещал Харьков, не могли не отметить, что исторический центр застроен в имперском стиле XIX века, и в этом большая заслуга архитекторов нашей петербургской, а позже ленинградской школы.

Например, одно из красивейших зданий бывшего Русско-Азиатского банка на ул. Сумской, д. 1, построено в 1910 году петербургскими архитекторами Оскаром Мунцем и Альфредом Шпигелем. Здание Государственного академического украинского драматического театра возведено по проекту Андрея Тона. Можно вспомнить также здание госбанка на Театральной площади – оно построено на рубеже ХIХ – ХХ веков Романом Голенищевым. А Харьковская синагога возведена по проекту петербургского архитектора Якова Гевирца.

Есть в Харькове и архитектурные творения Николая Веревкина, а легендарный Дом государственной промышленности – первое высот-ное железобетонное здание в СССР, появившееся в 1925 году, – это коллективный труд ленинградцев Сергея Серафимова, Самуила Кравца и Марка Фельгера.

Харьковчане не без оснований главным зодчим своего города считают академика архитектуры Алексея Бекетова, но при этом забывают, что он окончил Санкт-Петербургскую академию художеств и был профессором этой академии. И это только то, что я знаю как рядовой житель Харькова. А сколько еще интересных фактов можно привести, например, по храмовой архитектуре... Один из местных клириков мне рассказывал, что, например, в Успенском соборе иконостас был выполнен по эскизам знаменитого Варфоломея Растрелли.

– В чем еще проявляется российский «след» в истории Харькова?

– Полагаю, что вопрос не совсем корректен, потому что до 1991 года у нас была общая история. Что же касается российского влияния на сугубо харьковскую историю, то ответ на этот вопрос может быть предметом большого научного исследования, формата монографии.

В отношении же российского присутствия в сегодняшней харьковской жизни это в первую очередь Генеральное консульство России, которому в следующем году исполняется 25 лет с момента учреждения. Кроме того, это ряд памятников великим россиянам, установленных за годы незалежности Украины, один из таких памятников (автор – Зураб Церетели) подарен Москвой Харькову в год его 350-летнего юбилея. Также это молодые харьковчане, которые по прог-рамме Россотрудничества едут на учебу в российские вузы. До сих пор на востоке Украины действует общество «Жители блокадного Ленинграда», образованное в 1989 году.

В конце концов, это и русский язык, на котором по преимуществу и общаются жители Харькова. Правда, украинские националисты считают, что Россия «украла» у них язык, как и само название «Русь», но это уже другая история.

– Более 10 лет назад на Пискаревском кладбище появилась памятная плита от харьковчан, среди которых, как известно, было много защитников блокадного Ленинграда. Что простые харьковчане думают сейчас о событиях Великой Отечественной войны?

– Как я уже сказал, на территориях шести областей востока Украины существуют отделения общества «Жители блокадного Ленинграда». В прошлом году Генеральное консульство вручило примерно 200 ветеранам памятные знаки «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

При поддержке губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, к которому мы обратились в январе 2020-го, впервые за многие годы удалось сформировать группу ветеранов-харьковчан из 8 человек, которые провели неделю в Северной столице и участвовали во всех торжественных мероприятиях в ознаменование полного снятия блокады Ленинграда. И наш город не просто дал возможность ветеранам встретиться с юностью, но и подарил им радость и надежду.

А вот что думают простые люди о Великой Отечественной войне на Украине – на этот вопрос нет односложного ответа, поскольку за умы людей по поводу отстаивания исторической правды идет жесткая борьба. Праворадикалы, например, всячески нивелируют нашу общую победу и не считают эту войну отечественной. Противостоящие им оппозиционные партии и движения, наоборот, стремятся сохранить историческую правду. Некоторые политики пытаются быть угодливыми для всех. Многие люди живут по принципу «моя хата с краю». Противостояние выражается в борьбе с памятниками, в переименовании улиц, в противопоставлении позиций по отношению к России.

– У вас есть любимые места в Харькове?

– Конечно. Это местные парки. Кстати, спасибо за вопрос, потому что ответ на него позволит обратить внимание на градостроительную и ландшафтную культуру и в нашем с вами родном городе. В Харькове, по признанию многих, самые замечательные на Украине парки, не уступающие европейским. Таких парков по композиционному стилю, обустройству, дизайну, уходу, увы, немного даже в Петербурге, может быть, только в Петергофе и Пушкине.

Я думаю, что руководители садово-парковых хозяйств нашего города многое могли бы перенять из опыта Харькова, и это притом что бюджеты местных властей на Украине на порядок меньше, чем в России. Причем работают в сфере обслуживания не гастарбайтеры, а коренные жители, которые в разговорах признаются, что это же их город и работают они для самих себя. А ведь зарплата в пересчете на рубли не превышает 15 – 20 тысяч.

– Судя по новостям о событиях на Украине, создается впечатление, что власти государства стремятся все дальше и дальше отойти от России и политически, и экономически, и культурно, и исторически. По вашему мнению, есть ли способы избавиться от политизированных крайностей и оживить побратимские связи и двусторонние отношения в целом, например, посредством народной дипломатии?

– Ваша оценка тенденций украинской политики недалека от истины. Я не готов давать свои комментарии по поводу состояния и перспектив двусторонних межгосударственных отношений, так как это прерогатива МИД России, но мы должны понимать, что украинская элита по-разному относится к тем болевым точкам национального развития, которые возникли не только в 2014 году после событий в Крыму и на Донбассе, но и ранее.

Самое печальное, на мой взгляд, это то, что происходит разъединение людей политикой. Ведь раньше было очень много русско-украинских семей, родственники ездили друг к другу, были общие традиции, мы знали культуру наших народов, исторических персонажей, молодежь училась в вузах обеих республик. Сейчас этого почти нет. Где-то специально создается искусственное напряжение, пропагандируются провокационные квазинаучные подходы, отрицающие нашу

общность. В обыденной жизни такая подготовка дает выхлопы, например, в осквернении памятных мест и символов, публичных оскорблениях, в нападении на российские загранпредставительства на Украине.

Мне как петербуржцу невозможно представить, что, например, в городе на Неве хулиганствующие радикалы забрасывали бы иностранное консульство файерами и от вида загоревшегося имущества впадали бы в животный экстаз, как это было у стен Генерального консульства России в Харькове в

2018 году. Это не просто уровень маргинализации, это результат политики.

А как вести диалог, если российские СМИ на Украине запрещены? Как простые украинцы могут узнать о позитивных стремлениях России, если, например, харьковские СМИ просто боятся общаться с официальным представителем консульства? Поэтому, может быть, именно российская журналистика, не агрессивная, а объективная, рассчитанная на работу «вдолгую», и может осуществить ту самую народную дипломатию, о которой вы спросили.

#Украина #люди #страна

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6716) от 10.07.2020 под заголовком «С побратимами не расстаются».


Комментарии